|
Все двадцать лет существования таможенной лаборатории не прекращаются попытки реальной оценки эффективности ее работы. Вопрос сложный. Например, что считать исследованием: количество экспертиз, объектов или примененных методов? Разница в ответе может составлять несколько порядков. Принятая схема отчетности далеко несовершенна. В свое время, будучи начальником отдела, при составлении отчетности, я исходил из количества выполненных экспертиз, исследованных объектов и выявленных недостоверок. По многолетним наблюдениям в среднем на одну экспертизу приходилось около трех объектов. Количество методов в зависимости от объекта и поставленного вопроса могло колебаться от единицы до десятка, но было определенно-постоянным для узких групп товаров. Нужно учесть и количество вопросов. Я уже писал, что некоторые руководители, количество исследований определяют как произведение от умножения количества объектов на количество вопросов и количество методов.
Недостоверка. Этим сегодня козыряют и по этому показателю отчитываются все отделы, службы и управление в целом. Справедливо. Но мы все знаем, что по справкам обратной связи, количество принятых экспертиз и дел доведенных до АП и УД по вскрытым нарушениям минимально. Никакими десятками тысяч здесь не пахнет.
Попытки хронометража экспертной деятельности также бесперспективны, т.к. временные затраты исследования одного объекта могут колебаться от нескольких минут, до сотен человеко-часов.
Последнее. Невоспроизводимость и бесконтрольность. Вероятно, никто не приведет случая реальной ревизии отчетных данных. Не знаю, как в других подразделениях ФТС, но в экспертных службах без реальных негативных для себя последствий можно нарисовать все, что угодно. Красиво же сочиненная сказка может дать реальный в виде медалей и досрочных звезд. Главное, что никто, кроме реального экспертного администратора докопаться до истины не сможет. Под этот термин, конечно, не подпадают ни Токарев, ни его заместителя, ни Богучава. К пустым хлопотам следует отнести организацию Москве и регионах спецподразделений. Как результат – белибердистика Токаревского интервью как результат добросовестного заблуждения или очковтирательства.
Похвальна попытка Лаборанта защиты чести мундира ЦЭКТУ, но нападки на коллег экспертов ЦОТ не делает Вам чести. Служба, находится в стадии становления и развития, как ответ на то, что с ЦЭКТУ каши не сваришь.
Так что же делать, ведь без планов и отчетов пока нельзя. Думаю главное – это разработка критерия нужности для таможенных органов. Можно обратиться к МВД, насчитывающему более чем 120-летнюю экспертную практику. Уверен, что КПД эксперта там несравненно выше.
Достичь желаемого можно только при совместных усилиях эксперта и потребителя его услуг. Пока таможенно-экспертная служба будет считаться чем то второстепенном, ничего не изменится. И Токарев с сотоварищи может чувствовать себя спокойно. Можно ли представить себе безучастность высшего руководства с случае развития подобных негативных проявлений в иных ведущих управлениях, определяющих, к примеру, тарифную, финансовую, кадровую или иную политику ФТС?
Количество поручений и сроки выполнения экспертиз особая тема. Сегодня к ней подходят лишь с силовых позиций. "Ты должен!!!" Все ли так просто???
|