|
Гуру
Регистрация: 26.07.2008
Сообщений: 17,726
Благодарности:
отдано: 166
получено: 3,961/3,135
|
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2012 г. по делу N А45-13598/2011
установил:
Первый заместитель Западно-Сибирского транспортного прокурора (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Новосибирской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконным решения от 28.04.2011 N 10609000/280411/12 "Об отмене в порядке ведомственного контроля не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения таможенного поста Аэропорт Толмачево Новосибирской таможни".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Авиакомпания "Сибирь" (далее - ОАО "Авиакомпания "Сибирь"), общество с ограниченной ответственностью "С 7 КАРГО" (далее - ООО "С 7 КАРГО").
Решением от 28.11.2011 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 16.03.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе прокурор, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
Податель жалобы указывает, что отсутствие порядка освобождения от уплаты таможенных пошлин не является препятствием для представления данной льготы участникам внешнеэкономических отношений.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Таможенным постом Аэропорт Толмачево Новосибирской таможни (далее - таможенный пост) приняты решения о выпуске товара в соответствии с заявленной ОАО "АК "Сибирь" таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления", с применением тарифных льгот в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении запасных частей и оборудования (далее - товар), ввоз которых осуществлен для ремонта и технического обслуживания воздушных судов гражданской авиации иностранного производства, с целью поддержания их летной годности.
Основанием для предоставления льготы по уплате таможенной пошлины при выпуске товара явился пункт 7.1.15 решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (далее - Решение N 130).
Таможенным органом в порядке ведомственного контроля вынесено решение от 28.04.2011 N 10609000/280411/12, согласно которому решения таможенного поста о выпуске товара с предоставлением тарифных льгот отменены, ввиду нарушения норм статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" (далее - Соглашение) (отсутствует определенный Комиссией таможенного союза или законодательством Российской Федерации порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин в отношении авиационных двигателей, запасных частей и оборудования, необходимых для ремонта и технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов иностранного производства).
В связи с отменой решений Таможенного поста о выпуске товара, таможенным органом в адрес ОАО "АК "Сибирь", ООО "С7 КАРГО" выставлены требования об уплате таможенных платежей на общую сумму 170 490,59 руб.
29.08.2011 года ОАО "АК "Сибирь" обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о том, что ввезенные товары предназначены и будут использоваться для технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов, эксплуатируемых ОАО "АК "Сибирь", с целью поддержания их летной годности и возможности полноценного коммерческого и технического использования, а также возврате излишне взысканных сумм таможенных пошлин.
Таможенным органом были восстановлены льготы по уплате таможенных пошлин в связи с принятием Комиссией Таможенного союза решения от 15.07.2011 N 728 "О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию таможенного союза" (далее - Порядок).
Прокурор, полагает, что отсутствие порядка освобождения от уплаты таможенных пошлин не является препятствием для предоставления таможенных льгот участникам внешнеэкономических отношений, если в законе или ином международно-правовом акте определены основные условия их предоставления. Иное противоречит требованиям статьи 55 Конституции Российской Федерации и основным принципам организации Таможенного союза, заключающимся в обеспечении субъектам экономических отношений союзных государств максимально благоприятных условий осуществления предпринимательской деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, согласились с доводами таможенного органа о том, что в отношении товара - авиационных двигателей, запасных частей и оборудования, необходимого для ремонта и технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и авиационных двигателей к ним, порядок предоставления тарифных льгот, на момент их декларирования, установлен не был, Следовательно, таможенным постом льгота была предоставлена неправомерно.
Суд кассационной инстанции поддерживает вывод судов первой и апелляционной инстанций, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 74 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) под льготами по уплате таможенных платежей понимаются, в том числе и льготы по уплате таможенных пошлин.
Пунктом 2 статьи 74 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) установлено, что виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
Применение тарифных льгот в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины предусмотрено статьями 5 и 6 Соглашения.
Статьей 6 Соглашения предусмотрено, что о предоставлении тарифных льгот в иных случаях (помимо предусмотренных Соглашением), об их унификации либо применении в одностороннем порядке Стороны договорятся дополнительно.
Исходя из вышеуказанных норм, Комиссией Таможенного союза принято Решение N 130, пунктом 7 которого было установлено, что помимо тарифных льгот, перечисленных в статье 5 и пункте 1 статьи 6 Соглашения, государствами - участниками таможенного союза применяются тарифные льготы, в том числе, от ввозной таможенной пошлины освобождаются авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для ремонта и технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов иностранного производства (пункт 7.1.15. Решения N 130).
Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимое для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при представлении в таможенный орган государства - члена Таможенного союза заявления декларанта об их целевом использовании.
Судами обеих инстанций отмечено, что для освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины по подпункту 7.1.15 Решения N 130 в отношении авиационных двигателей, запасных частей и оборудования, необходимых для ремонта и технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов иностранного производства необходим порядок, который, в частности, определял бы какие документы и сведения позволят однозначно определить декларируемый товар как, например, запасные части для ремонта и технического обслуживания (допустим, тип, модель, номер воздушного судна); порядок проверки целевого использования выпущенного товара.
В соответствии с пунктом 2 Порядка категории товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза и освобождаемых от таможенных пошлин, определяются пунктом 3 статьи 5, пунктом 1 статьи 6 Соглашения, а также решениями Комиссии Таможенного союза.
Следовательно, является несостоятельным довод заявителя о том, что данные нормы статьи 6 Соглашения не распространяются на положения пункта 7.1.15. Решения N 130.
Согласно пункту 16 Порядка до его вступления в силу стороны могли предоставлять тарифные льготы в порядке, действовавшем в государстве - члене Таможенного союза. В случае отсутствия порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин в государстве - члене Таможенного союза тарифные льготы, определенные пунктом 3 статьи 5, пунктом 1 статьи 6 Соглашения, а также решениями Комиссии Таможенного союза, применяются со дня вступления в силу Соглашения и (или) таких решений Комиссии, при условии выполнения положений данного Порядка. При этом документы, определенные данным Порядком, не представленные при таможенном декларировании товаров до вступления в силу Порядка, представляются в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, в течение трех месяцев с даты вступления в силу Порядка.
Порядок предоставления тарифных льгот в отношении товара - авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним, в Российской Федерации не был установлен, довод заявителя о возможности применения в данном случае общих норм ТК ТС, не может быть принят во внимание, поскольку Соглашением установлено, что необходим специальный порядок в отношении именно данного вида товаров, что следует так же из содержания Порядка (пунктом 15 Порядка, предусмотрено, что в отношении подпунктов 7.1.1, 7.1.2, 7.1.4, 7.1.8, 7.1.9, 7.1.12, 7.1.13, 7.1.14, 7.1.16 и 7.3 пункта 7 Решения N 130 не требуется установление дополнительного порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин).
Кроме того, судом первой инстанции правомерно не принят во внимание довод заявителя о том, что отсутствие Порядка освобождения от уплаты таможенных пошлин на уровне стран, подписавших Соглашение, и в Российской Федерации не является основанием для непредставления льгот по уплате таможенных пошлин, со ссылкой на сформировавшуюся судебную практику (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.10.2008 года N 4797/08), поскольку, как было указано выше, Соглашение прямо предусматривает наличие Порядка освобождения от уплаты таможенных пошлин, исключения, не требующие нормативного регулирования, предусмотрены пунктом 15 Порядка. Кроме того Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 14.10.2008 года N 4797/08 сделаны выводы что пункт "с" статьи 35 Федерального закона от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" непосредственно определяет условия и порядок предоставления льготы, что не предусматривают нормы Решения N 130.
Данный вывод следует из установленных Порядком гарантий прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности, которые предусмотрены нормами пункта 16 Порядка, тарифные льготы, определенные пунктом 3 статьи 5 пунктом 1 статьи 6 Соглашения, а также решениями Комиссии Таможенного союза, применяются со дня вступления в силу Соглашения и (или) таких решений Комиссии, при условии выполнения положений данного Порядка.
При этом документы, определенные данным Порядком, не представленные при таможенном декларировании товаров до вступления в силу Порядка, представляются в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, в течение трех месяцев с даты вступления в силу Порядка (пункт 16 Порядка).
Судами установлено, материалами дела подтверждается и прокурором не оспаривается, что таможенным органом в результате реализации положений Порядка, были предоставлены тарифные льготы ОАО "АК "Сибирь".
Проанализировав указанные выше обстоятельства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности заявителем несоответствия оспариваемого решения нормам Соглашения, ТК ТС, Решению N 130, Закону N 311-ФЗ, а также нарушении прав и законных интересов ОАО "АК "Сибирь" и ООО "С7 КАРГО".
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 28.11.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 16.03.3012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-13598/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Я.ШАБАЛКОВА
Судьи
В.П.МАНЯШИНА
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
|