Эксперт
Регистрация: 10.04.2011
Сообщений: 1,219
Благодарности:
отдано: 53
получено: 80/73
|
В общем, если суммировать все вышесказанное, на данный момент в РФ не существует закона, описывающего порядок определения резидентства с ИММИГРАЦИОННОЙ (и, соответственно, ТАМОЖЕННОЙ) точки зрения. С налоговым резидентством все понятно: пребывание на территории РФ более 183 дней. Но для иммиграционных целей этот критерий не подходит, так как этом случае все таджики, живущие в Москве и выезжающие из РФ 1 раз в 90 дней, в одночасье станут резидентами России.
В отсутствие вышеупомянутого закона таможня неоднократно пыталась породить свои собственные документы по этому вопросу. В частности еще в прошлом веке появился Приказ ГТК РФ № 815 от 24.11.1999 г:
6.1. В целях получения таможенных льгот лица признаются переселяющимися на новое постоянное место жительства при одновременном соблюдении следующих условий:
а) при переселении на новое место жительства в Российскую Федерацию:
- лицо проживало в иностранном государстве в соответствии со свободным намерением проживать в этом государстве в течение времени, не ограниченного каким-либо сроком или наступлением какого-либо события. Возможная в будущем перемена места жительства не должна ясно предвидеться или разумно ожидаться. В частности, возвращение в Российскую Федерацию после пребывания в иностранном государстве в связи с командировкой, работой по срочному трудовому договору (контракту), учебой, исполнением обязанностей государственного служащего Российской Федерации и тому подобными обстоятельствами не рассматривается как переселение на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;
- до момента первого въезда на территорию Российской Федерации с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию лицо проживало вне пределов Российской Федерации не менее 1 года либо имеет документ, выданный компетентными органами иностранного государства и подтверждающий, что лицо постоянно проживало на территории этого государства;
- лицо имеет свободное намерение проживать в Российской Федерации в течение времени, не ограниченного каким-либо сроком или наступлением какого-либо события. Возможная в будущем перемена места жительства не должна ясно предвидеться или разумно ожидаться. В частности, пребывание в Российской Федерации в связи с командировкой, работой по срочному трудовому договору (контракту), учебой, исполнением обязанностей служащего иностранного государства и тому подобными обстоятельствами не рассматривается как переселение на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;
- лицо подтверждает свое намерение проживать в Российской Федерации в течение неограниченного времени с выходом из гражданства (подданства) иностранного государства и приобретением гражданства Российской Федерации, либо приобретением жилья на территории Российской Федерации, либо воссоединением с семьей, проживающей на территории Российской Федерации, либо совершением иных действий, бесспорно свидетельствующих о таком намерении;
б) при переселении на новое место жительства из Российской Федерации в иностранное государство:
- лицо проживало в Российской Федерации в соответствии со свободным намерением проживать в Российской Федерации в течение времени, не ограниченного каким-либо сроком или наступлением какого-либо события. Возможная в будущем перемена места жительства не должна ясно предвидеться или разумно ожидаться. В частности, выезд за пределы Российской Федерации после пребывания в Российской Федерации в связи с командировкой, работой по срочному трудовому договору (контракту), учебой, исполнением обязанностей служащего иностранного государства и тому подобными обстоятельствами не рассматривается как переселение на постоянное место жительства в иностранное государство;
- лицо имеет свободное намерение проживать в иностранном государстве в течение времени, не ограниченного каким-либо сроком или наступлением какого-либо события. Возможная в будущем перемена места жительства не должна ясно предвидеться или разумно ожидаться. В частности, выезд за пределы Российской Федерации в связи с командировкой, работой по срочному трудовому договору (контракту), учебой, исполнением обязанностей государственного служащего Российской Федерации и тому подобными обстоятельствами не рассматривается как переселение на постоянное место жительства в иностранное государство.
Там же была сделана попытка выработать критерии определения ПМЖ:
6.3. Лица, переселяющиеся на новое постоянное место жительства, могут воспользоваться таможенными льготами, предусмотренными настоящими Правилами, в течение 3 лет со дня первого въезда на территорию Российской Федерации с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию или получения вида на жительство либо постоянной регистрации по месту жительства в Российской Федерации.
Тем не менее, данный Приказ был отменен Приказом ФТС РФ от 19.08.2010 N 1539.
После этого было еще Письмо ГТК России от 21.04.2004 N 01-06/14820 "О ввозе товаров лицами, переселяющимися в Российскую Федерацию на постоянное место жительства":
Срок проживания лица в иностранном государстве перед переселением в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, необходимый для признания лица переселяющимся на постоянное место жительства, Положением не установлен. В этой связи требование проживания вне пределов Российской Федерации перед переселением в Российскую Федерацию не менее 1 года неправомерно.
В то же время, в целях предоставления таможенных льгот таможенный орган вправе требовать от лиц, переселяющихся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, соблюдения таких установленных Правилами перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденными приказом ГТК России от 24.11.1999 815, и не противоречащих Положению требований, как:
- проживание в иностранном государстве в соответствии со свободным намерением проживать в этом государстве в течение времени, не ограниченного каким-либо сроком или наступлением какого-либо события;
- наличие документов, выданных компетентными органами иностранного государства и подтверждающих, что лицо постоянно проживало на территории этого государства;
- отсутствие таких оснований пребывания лица в иностранном государстве как командировка, работа по срочному трудовому договору (контракту), учеба, исполнение обязанностей государственного служащего Российской Федерации и тому подобные обстоятельства;
- въезд в Российскую Федерацию с заявленной таможенному органу целью переселения на постоянное место жительства;
- свободное намерение лица проживать в Российской Федерации в течение времени, не ограниченного каким-либо сроком или наступлением какого-либо события (в частности, окончанием срока командировки, работы по срочному договору (контракту), учебы, исполнения обязанностей служащего иностранного государства и тому подобными обстоятельствами);
- подтверждение своего намерения проживать в Российской Федерации в течение неограниченного времени совершением действий, бесспорно свидетельствующих о таком намерении, например, путем выхода из гражданства (подданства) иностранного государства и приобретения гражданства Российской Федерации, либо приобретения жилья на территории Российской Федерации, либо воссоединения с семьей, проживающей на территории Российской Федерации.
Таким образом, в случае, если на день принятия таможенной декларации в отношении товаров, ввозимых физическим лицом, отсутствуют документы, подтверждающие факт признания лица в установленном порядке беженцем или вынужденным переселенцем либо наличие у лица статуса переселяющегося из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляются. Поскольку Положением не установлено иного, представление таких документов в последующем не является основанием для возврата уплаченных таможенных пошлин, налогов.
Но и это письмо было отменено Приказом ФТС России от 07.05.2009 N 832.
На сегоднящний день, порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров для личного пользования (в том числе и транспортных средств) определяется ТК ТС и Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010.
ТК ТС, ст. 4:
9) иностранное лицо - лицо, не являющееся лицом государства - члена таможенного союза;
14) лицо государства - члена таможенного союза - юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене таможенного союза, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза;
То есть, иностранное физическое лицо, это - физическое лицо НЕ имеющее постоянного места жительства в государстве - члене таможенного союза. Критерий определения местожительства по-прежнему отсутствует.
ТК ТС, гл. 49, ст. 358:
1. Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза товары для личного пользования, перечень которых определен международным договором государств - членов таможенного союза, за исключением транспортных средств, с освобождением от уплаты таможенных платежей на период своего пребывания на этой территории.
В случае если временно ввозимые товары для личного пользования подлежат таможенному декларированию в письменной форме, срок временного ввоза таких товаров устанавливается таможенным органом исходя из заявления иностранного физического лица с учетом продолжительности его пребывания на таможенной территории таможенного союза.
2. Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
3. Передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010, Приложение №3:
Товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу, с освобождением от уплаты таможенных платежей
24. Автомобиль и прицеп, находящиеся в собственности физических лиц, признанных в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающих (переселяющихся) в государство-член таможенного союза на постоянное место жительства, – при одновременном выполнении следующих условий:
их ввоз на таможенную территорию таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство-член таможенного союза;
такие автомобиль и прицеп должны находиться в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированы на таких лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительства
Опять же, порядок определения резидентства/местожительства лица по-прежнему нигде не прописан. Видимо из-за этого таможня и породила самый "свежий" (на сегодняшний день) документ:
Письмо Федеральной таможенной службы от 18 января 2012 г. № 01-11/01674 “О лицах, переселяющихся на постоянное место жительства”:
В случае переселения физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации либо имеющего двойное гражданство (включая гражданство Российской Федерации), на постоянное место жительства в Российскую Федерацию не в рамках реализации международных договоров Российской Федерации о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев либо Государственной программы, документом, подтверждающим намерение такого лица постоянно проживать в Российской Федерации, может рассматриваться наличие полученной постоянной регистрации по месту жительства в Российской Федерации, поскольку порядок признания лица прибывшим (переселяющимся) на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в том числе вид документа, которым может подтверждаться такое признание, в настоящее время в Российской Федерации не регламентирован
Для целей применения положений "пунктов 8", "12", "24" Приложения 3 к Соглашению при определении даты прибытия (переселения) указанных физических лиц на постоянное место жительства в Российскую Федерацию используется дата постановки на постоянный регистрационный учет по месту жительства на территории Российской Федерации.
ВЫВОД: Закона, описывающего порядок определения резидентства для иммиграционных и таможенных целей, в РФ на данный момент не существует. Из-за этого таможня все время пытается породить какие-то документы (приказы, письма, и.т.д.), чтобы хоть чем-то руководствоваться. На данный момент, с точки зрению таможни, резидентство определяется по штампу регистрации. Если физик снялся с учета в РФ и зарегистрировался в посольстве/консульстве; значит, он - нерезидент. Если же регистрация в РФ и/или консульско-посольской регистрации нет, значит такой гражданин, по мнению таможни, по-прежнему резидент РФ.
Юридически данная позиция достаточно слаба, так как своими документами таможня пытается подменить действие закона. Неудивительно, что когда дело доходит до суда, то физики, обычно, выигрывают. Например:
http://www.gcourts.ru/case/2230270
Проблема в том, что доказать что-либо таможенникам "в поле" невозможно. Поэтому, все заинтересованные лица должны для себя решить, что им проще: заранее выполнить незаконное требование таможни (прописаться-выписаться) и не иметь проблем при прохождении границы или со значительной долей вероятности отстаивать свои права в суде. А вот это каждый уже решает для себя сам...
|