Показать сообщение отдельно
megalight
Гуру
 
Аватар для megalight
 
Регистрация: 22.10.2008
Адрес: Москва
Сообщений: 29,381
Благодарности:
отдано: 4,578
получено: 4,067/2,824
В структуре ФТС РФ появилось новое Управление рисков и оперативного контроля (УРиОК), основной функцией которого, согласно положения об Управлении, станет разработка и внедрение методологии системы управления рисками (СУР). Своим мнением о том, чем же будет заниматься новое управление и в каком направлении будет развиваться СУР дальше, c Tks.ru поделился заведующий кафедрой «Таможенного регулирования и таможенного дела» МИЭП Евгений Беспалов
Неужели это произошло из-за разрозненности в подходе к методологии ведения системы управления рисками (далее – СУР) на уровне центрального аппарата Федеральной таможенной службы России будет положен конец? Ведь как обстоит дело сейчас? Сейчас за ведение СУР в центральном аппарате ФТС России отвечает целых два управления.
Да что там управления! Целых два Главных управления: Главное управление организации таможенного контроля (ГУОТОиТК) и Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (ГУФТДиТР)! И каждое из этих Главных управлений считает свою позицию исключительно правильной. А поскольку функции у них абсолютно разные, то и понимание того, как должна работать СУР, у них разнятся. Разумеется, что от такого положения дел пользы для СУР было мало. Пора было всему этому положить конец! И скоро, очень скоро, это произойдёт! Уже с 12.12.12 начнёт функционировать УРиОК – Управление рисков и оперативного контроля!
Впрочем, не стоит по данному поводу впадать в эйфорию. Попробуем разобраться с тем, чем же будет заниматься новое управление и в каком направлении будет развиваться СУР дальше. Бегло пробежимся по Положению об Управлении рисков и оперативного контроля, утверждённого приказом ФТС России от 12.11.2012 № 2295 (далее – Положение).
Поначалу раздел I Общие положения данного Положения не вызывает никаких негативных эмоций. До 12 пункта. А вот с 12 пункта начинается нечто любопытное. Не с самого начала, а с подпункта 6, касающегося организации «…проведения анализа деятельности [участников ВЭД] для определения уровня риска нарушения ими таможенного законодательства […] о таможенном деле в целях дифференциации применяемых мер таможенного контроля». Сама по себе идея категорирования (или как это дипломатично сказано «дифференциации») участников ВЭД не нова и достаточно здрава – не все участники ВЭД «одинаково полезны». Вопрос в механизме её реализации. Каким образом будет вестись разделение участников ВЭД на «белых и пушистых» и на остальных? Будет ли при этом применяться критерий, связанный с обжалованием участниками ВЭД решений таможенных органов в судах? Поживём – увидим.
Далее подпункт 7 пункта 12 Положения, касающийся выработки «мер по упрощению и ускорению совершения таможенных операций и осуществления таможенного контроля». А как же аналогичная функция, осуществляемая ГУОТОиТК ФТС России? Скажем ему (ГУОТОиТК) «до свидания»?
За организацию и координацию деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости товаров, если читать подпункт 8 пункта 12 Положения, теперь также будет отвечать УРиОК, а не ГУФТДиТР. Ну, собственно, работу по актуализации «стоимостных профилей риска», ставших за прошедшие четыре года своеобразной «визитной карточкой» российской СУР, отдавать кому-то в ГУФТДиТР? Нонсенс, несомненно.
Вообще, по прочтению данного Положения, меня постоянно преследует вопрос: а нужны ли теперь всякие там Главные и прочие управления в ФТС России, когда есть (будет) УРиОК?
Вот к чему теперь ГУФТиТР, если согласно подпунктам 9 и 10 вопросами обоснованности применения таможенными органами Российской Федерации ставок таможенных пошлин, налогов, сборов за таможенное оформление, решений о стране происхождения товаров и о предоставлении (отказе в представлении) тарифных преференций будет заниматься УРиОК? Вот где теперь могут быть резервы по сокращению штатной численности – в ГУФТДиТР. Его теперь не сокращать, а ликвидировать надо за полной ненадобностью.
Всё, что касается совершения таможенных операций и таможенного оформления подакцизных товаров, включая их маркировку, обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установлению компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных товаров, драгоценных металлов и драгоценных камней, а также других видов товаров, подпункты 11-13 пункта 12 Положения.
«Драгоценные металлы и драгоценные камни»… Тут кто-то очень вредный мне напомнил о прежнем, до прихода в структуру ФТС России роде занятий лица, планируемого на должность начальника УРиОК. Молчи, вредина! Речь идёт об оптимизации работы таможенных органов! Ничего личного!
Очень трогательна оговорка про «другие виды товаров» в подпункте 13. Этакий «камешек в огород» ГУОТОиТК. Да, даже и не «камешек» уже, а целый булыжник. И то верно – уж если ликвидировать Главные управления, так не одно же ГУФТДиТР в самом деле? ГУОТОиТК теперь тоже можно смело отправить на свалку истории! И подпункт 15, гласящий о подготовке «предложений руководству ФТС России о совершенствовании форм и методов совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля», можно рассматривать как последний гвоздь в крышку гроба ГУОТОиТК. Занавес!
Впрочем, и Главному организационно-инспекторскому управлению тоже не стоит почивать на лаврах. Подпункт 14 чётко оговаривает «инспектирование деятельности таможенных органов». Правда, пока с оговоркой «по направлению деятельности Управления». Но, лиха беда начало.
Странно, что вопросы правомерности классификации товаров таможенными органами не включены в компетенцию УРиОКа. С чего бы такая скромность? Как-то нелогично это – за страну происхождения и преференции будет отвечать УРиОК, а за классификацию товаров УТН (Управление товарной номенклатуры). Но тем-то и хорошо Положение, что в него всегда можно внести соответствующие изменения.
«Повезло» всякого рода Управлениям таможенных расследований и дознания (УТРД) и правовому. Их компетенция УРиОКом не затронута. Пока не затронута.
Исходя из Общих положений данного Положения, можно уже особо и не вникать в Функции свежеиспечённого Управления. И так всё ясно.
Ан нет! Вот вам интересный пунктик. Пункт 31 Положения гласит, что Управление «вносит предложения в Евразийскую экономическую комиссию…». Вот так вот, напрямую! Минуя Управление таможенного сотрудничества (УТС) и руководство ФТС? Да, что там УТС и ФТС! Мелочи! Правительство России тоже отдыхает! УРиОК выходит на межгосударственный уровень!
Пункт 33 Положения в части «изучения передового опыта по реализации СУР таможенными службами стран ближнего и дальнего зарубежья» вызвал у меня скупую слезу. Более 12 лет мы пытаемся изучить этот «передовой опыт», да всё не получается. Нет, получается, конечно, но как-то очень, по-нашему, по-российски своеобычно. Надеюсь теперь, после завершения «Великого раскола и противостояния» между ГУОТОиТК и ГУФТДиТР, ситуация изменится в корне. УРиОК сможет реализовать опыт передовых стран в части применения СУР и применить его в России.
Впрочем, мы отвлеклись. Пора бы и итог подвести.
Итак, что мы имеем с этим УРиОКом?
Во-первых, будет обеспечен субъектно-ориентированный подход «при организации таможенного контроля в рамках применения СУР», выработка критериев оценки участников ВЭД. Их ещё предстоит выработать, но и сейчас понятно, что будет создана некая шкала индикаторов риска, согласно которой всех участников ВЭД поделят на «добропорядочных, не очень добропорядочных и зловредных».
Во-вторых, «стоимостные профили риска» никуда не денутся, а будут прирастать своим количеством.
В-третьих, под понятие «товары риска» будут однозначно подпадать все подакцизные товары, драгоценные металлы и драгоценные камни. «Рискованно» также будет пытаться получать преференции и льготы по уплате таможенных пошлин налогов, в связи со страной происхождения товаров.
Выводы можно продолжать и продолжать. Каждый может это сделать сам.
А главный вывод напрашивается в виде вопроса: «Вы до сих пор верите в принцип выборочности таможенного контроля при применении СУР?»
Всё это, конечно, хорошо. Но как-то слабо стыкуется с «Национальной предпринимательской инициативой по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации» и Дорожной картой проекта «Совершенствование таможенного администрирования», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1125-р.
Мы уже являемся членами ВТО и таким вот УРиОКом мы позорим в первую очередь себя, господа!
И опять кто-то очень вредный намекает мне: «А если проанализировать пункты данного Положения об УРиОК на предмет коррупционной составляющей?» Да уймись ты, наконец! Пусть такую оценку дают специалисты, а я умолкаю.


Чу!Не стал выбирать-вся статья из одних аббревитур Если считаешь нужным - редактируй
__________________

Не верь,не бойся,не проси - приди возьми и унеси..."Honesty is the best policy"
megalight вне форума   Ответить с цитированием
Поблагодарили: