|
Мудрец
Регистрация: 19.06.2012
Сообщений: 2,504
Благодарности:
отдано: 0
получено: 7/6
|
Плач Ярославны. О «бедных рыбаках» замолвите слово».
На днях прочитал статью в «Коммерсанте», которая называется «Рыбаки вылавливают налоговые льготы». Читал и «плакал», болел душой за «бедных рыбаков». Ну, еще бы. Ведь Министерства по развитию Дальнего Востока заявляет, что рыбаки получаю налоговых льгот в сумме 17,6 млрд руб. в год, а значит вполне могут и обязаны обновлять флот, заниматься переработкой, а рыбаки настаивают, что не более 8-8,5 млрд руб. в год.
Например, председатель комиссии РСПП по рыбному хозяйству, президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев говорит: "Вокруг налоговых льгот споры не утихают уже год, сейчас мы готовим справку, что общий объем льгот для отрасли не превышает 8-8,5 млрд руб. в год… Рыбаки платят 15% от ставки сбора за пользование ВБР. Если бы платили полностью, то сумма сбора ежегодно составляла бы свыше 11 млрд руб., сейчас платежи — 1,7 млрд руб."
Двумя фразами из одного и того же заявления Герман Станиславович опровергает сам себя. Но с ним так частенько бывает, путается человек в цифрах.
Все это происходит с связи с появлением Указа Президента N596 от 7 мая прошлого года "О долгосрочной государственной экономической политике". Как говорится в поручении Президента, среди первоочередных задач стоит оценка эффективности ранее принятых решений, в том числе в части предоставления налоговых льгот, реализации отраслевых региональных программ и потребностей в строительстве новых судов. И слова «налоговые льготы» здесь имеют определяющую роль.
Участники рынка инициативу по предоставлению налоговой льготы оценивают положительно, однако призывают обратить внимание на «детали» ее применения. По мнению бизнесменов, стоит сосредоточиться не на средней численности работающих, а на возможности исключения налога на добавленную стоимость в товарообороте.
Аналитики в целом поддерживают инициативу Росрыболовства. «Когда у предприятия имеется выбор системы налогообложения — это можно только приветствовать»,— говорит председатель совета директоров медиахолдинга Fishnews Эдуард Климов. Однако, полагает эксперт, в вопросе стимулирования российских рыбаков к увеличению поставок рыбопродукции на внутренний рынок «это не главное»… Не нужно стимулировать поставки рыбной продукции на российский прилавок, необходимо провести анализ причин, которые мешают этим поставкам».
Кроме того, на заседании Правительства РФ был представлен 21 марта и получил одобрение Премьер-министра проект госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». До 2 апреля поручено провести необходимые согласования и окончательно определиться с источниками и параметрами финансирования программы. В настоящее время проект государственной программы размещен для обсуждения. Помимо общих социально-экономических характеристик региона, а также целей, задач и ожидаемых результатов документ содержит 12 подпрограмм по развитию основных отраслей дальневосточной экономики. В их числе – «Развитие рыбопромышленного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона».
Согласно этого проекта более 79 млрд. рублей планируется потратить на развитие рыбопромышленного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г.
А это немалые деньги. И желающих получить эти деньги огромное количество. Тем более, что программу «Развития рыбопромышленного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона» предполагается реализовать в один этап – с 2014 по 2025 г. Общий объем финансирования предусмотрен в размере свыше 79,059 млрд. рублей. Больше половины этого объема должны быть перечислены из бюджетов: 44,041 млрд. рублей – из федерального бюджета и 3,039 млрд. рублей – из консолидированных бюджетов субъектов РФ. Еще порядка 31,978 млрд. рублей планируется привлечь из внебюджетных источников.
В рамках программы «Развития рыбопромышленного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона» выделяется четыре основных мероприятия, реализации которых предполагается уделить основное внимание.
Первое – это развитие искусственного воспроизводства ВБР. Общий объем необходимых финансовых ресурсов – 12,055 млрд. рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 7,856 млрд. рублей. Отмечается, что одним из наиболее значимых направлений привлечения инвестиций в рыбопромышленный комплекс является разработанная программа развития аквакультуры, предполагающая создание рыборазводных заводов. С учетом растущего спроса на живую рыбопродукцию в Японии и ряде других стран АТР, разработчики подпрограммы считают целесообразным планировать центры марикультуры, в которых добытая продукция могла бы храниться в живом виде требуемое расчетное время.
В рамках этого же мероприятия указывается на необходимость внесения изменений в ФЗ «О рыболовстве…» в части закрепления долей промышленных и прибрежных квот добычи водных биоресурсов на последующий после 2018 г. период сроком на 20 лет. Предлагается внести изменения в законодательство о распределении долей квот добычи, а также о распределении рыбопромысловых участков, предусматривающие «приоритетное предоставление права на вылов ВБР лицам, имеющим в собственности суда рыбопромыслового флота, а также рыбоперерабатывающие мощности, которые позволяют производить продукцию глубокой степени переработки».
Второе мероприятие – это развитие рыбоперерабатывающих предприятий и формирование кластеров. Акцент должен быть сделан на береговой переработке. В качестве наиболее перспективных областей рынка названы замороженная рыбопродукция (например, крабовые палочки), производство рыбного филе и фарша, пресервированные изделия из рыбы. «Развитие консервного производства обладает крайне ограниченным потенциалом, и инвестиции в этот вид производства видятся малопривлекательными», в отличие от производства рыбного филе, которое обладает большим потенциалом, отмечают разработчики документа.
Также указывается, что для организации производства (равно как и для поддержания стабильной работы действующих предприятий по рыбопереработке на берегу) следует обеспечить свободный доступ не к квотам, а к сырью (независимо от того, по каким видам квот рыба выловлена и из каких районов промысла доставлена на берег). «Необходимо отойти от жесткой «привязки» выделяемых квот на поставку уловов на перерабатывающие комплексы, расположенные на берегу», – подчеркивается в подпрограмме.
Повышению привлекательности для инвесторов береговой переработки, по мнению специалистов Минвостокразвития, будет способствовать формирование и развитие рынков рыбной продукции и эффективной инфраструктуры. Оптовый рыбный рынок может быть организован на условиях государственно-частного партнерства. «Основным инициатором и лидером в организации и управлении рынком должны выступить административные органы края, в частности рекомендуемый к созданию рыбопромышленный кластер. Им создается организационный комитет (проектная команда) по разработке инвестиционного проекта, учреждению оптового рыбного рынка и сопровождению проекта», - разъясняется в тексте подпрограммы.
Систему биржевой торговли в министерстве оценивают как «хороший рыночный регулятор и индикатор». «Рыболовецкая компания сможет взять взаймы деньги посредством фьючерсов и опционов под будущий улов. С помощью торгов можно сократить до минимума возможность ценового сговора между поставщиками, что позволяет регулировать и стабилизировать цены на рыбу. За счет рынка фьючерса появится возможность планировать и прогнозировать стоимость сырья, обеспечить прозрачность и стабильность сделок купли-продажи, увеличить экспортные (таможенные) и налоговые поступления».
Объем необходимых финансовых ресурсов на реализацию этого мероприятия оценивается в 1,915 млрд. рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 1,024 млрд. рублей.
В качестве отдельного мероприятия вынесено комплексное развитие рыбопромышленного кластера Сахалинской области. Его создание требует вложения финансовых ресурсов общим объемом более 43,112 млрд. рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 13,248 млрд. рублей.
Четвертое и заключительное мероприятие в рамках подпрограммы – институциональное обеспечение развития рыбохозяйственного комплекса. Отмечается необходимость институциональных изменений на федеральном уровне для повышения инвестиционной привлекательности рыбопромышленного комплекса. В том числе предлагается отменить уплату сбора за водные биоресурсы для предприятий, выгружающих рыбу на российский рынок. Подобные преобразования связаны с дополнительными финансовыми затратами, которые разработчики госпрограммы оценили в 76,290 млн. рублей, в том числе 13 млн. рублей из средств федерального бюджета.
Стоит отметить, что в качестве потенциальной угрозы для развития отрасли специалисты министерства называют предполагаемый к внедрению с 2018 г. подход в части установления нового вида квот под строительство судов («квоты под киль»). «В качестве альтернативного решения членами рабочей группы рыбного хозяйства предложено стимулировать обновление рыбодобывающего флота в соответствии со Стратегией развития рыбопромыслового флота при сохранении «исторического принципа» наделения пользователей долями квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов», – говорится в документе.
Среди барьеров роста инвестиционной привлекательности указаны также невозможность установления залоговой ценности долей квот и их оборота; ограничения прибрежного рыболовства, отсутствие условий для ускоренного оформления рыбопромысловых и транспортных судов в российских портах.
В целом в качестве приоритетных направлений инвестирования с высокой долей федерального бюджета в рамках подпрограммы «Развитие рыбопромышленного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона» рассматриваются проекты строительства и реконструкции рыбоводных предприятий по воспроизводству ВБР и развитию аквакультуры. А также проекты по строительству рыбодобывающих судов российскими судостроительными компаниями за счет средств федерального бюджета с последующей передачей судов в лизинг рыбодобывающим предприятиям.
К числу мероприятий с участием федерального бюджета относится реконструкция и создание морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, расположенных в границах территорий и акваторий морских портов.
При этом, возглавляемая тем же Германом Зверевым Ассоциация принимает все меры для снижения государственного контроля внешнеэкономической деятельности.
Между тем, по оценке аппарата представителя президента РФ в ДВФО Виктора Ишаева, государство ежегодно теряет из-за разграбления биоресурсов региона около 2 млрд долларов, из года в год уменьшаются поставки морепродуктов на российский рынок.
О высокой криминализации отрасли говорит и Федеральная антимонопольная служба. Так еще 27 декабря 2012 года на заседании межведомственной рабочей группы, созданной по распоряжению Президента РФ, по подготовке предложений, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса с докладом о результатах анализа оборота водных биологических ресурсов в России выступил Статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Андрей Цариковский.
Темой доклада стала сложившаяся ситуация на рынках лосося, мойвы, сельди и минтая. Он основан как на данных, представленных отраслевыми государственными органами, так и на информации, полученной ФАС России в ходе рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства на этом рынке.
«Нет практически ни одной статьи закона о защите конкуренции, которую бы не нарушили хозсубъекты, действующие на рынке вылова водных биологических ресурсов », - подчеркнул Андрей Цариковский.
http://nik-aleks.livejournal.com/6026.html
Более 60 процентов общероссийского вылова рыбы и морепродуктов имеет дальневосточное происхождение. Но сказать, что округ завален рыбой, значит, преувеличить - большая часть добытых здесь водно-биологических ресурсов (ВБР) отправляется на экспорт. За четыре года его общероссийские показатели в целом увеличились на 20,7 процента, дальневосточные - на 43.
На Дальнем Востоке основным поставщиком российской морепродукции за рубеж является Ассоциация добытчиков минтая, 99% которой составляет непереработанная рыбопродукция, проще говоря – сырье.
Если раньше за границу шли в основном минтай и крабы, то в 2011 году к ним добавились тихоокеанские лососи и сельдь. Ситуацию усугубляет масштабная контрабанда рыбы и морепродуктов, добытых браконьерским путем.
Сложившуюся ситуацию корреспонденту "Российской газеты" прокомментировал директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ, член Общественного совета при УМВД России по Приморскому краю Александр Сухаренко:
«…Согласно недавним расчетам Счетной палаты РФ, ежегодный объем неучтенного экспорта дальневосточных ВБР в стоимостном выражении составляет 15-30 миллиардов рублей. Для понимания - эта цифра превышает сальдированный доход общероссийского рыбохозяйственного комплекса за 2011 год (14,4 миллиарда рублей) и достигает 15 процентов годового оборота всех рыбохозяйственных предприятий (128 миллиардов рублей).
Оценки российских аудиторов подтверждает зарубежная статистика. Так, в 2008 году неучтенный доход, фиксируемый в расхождении данных по объему и стоимости экспорта ВБР таможен Японии, Южной Кореи, Китая и Федеральной таможенной службы России, составлял 2,5 миллиарда долларов, в 2009 и 2010 годах - около миллиарда, в 2011-м - 1,8 миллиарда. В 2012-м данные по объемам поставок только в Японию расходились в 4,7 раза, а в денежном выражении - в 13,2 раза.
Из 8,3 тысячи российских рыбохозяйственных предприятий всего 3,3 тысячи идентифицируются существующей системой отраслевого мониторинга как юрлица с заполненными полями ИНН и названиями. Более 11 процентов из них, по данным комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, являются криминальными. Организованные преступные формирования пытаются монополизировать добычу, переработку, транспортировку и реализацию рыбы и морепродукции на рынках стран АТР. За минувшие годы они создали оптимальные схемы "работы", научились минимизировать расходы для извлечения максимальной прибыли.
Дешевая неквалифицированная рабочая сила из ближнего зарубежья не требует высокой зарплаты и достойных условий труда…
…Незаконные уловы реализуют различными способами, в том числе и на международных рыбных аукционах: партия ВБР вывозится в Китай или Республику Корея по фиктивным контрактам с оффшорными компаниями. Сейчас таким образом скупается четверть дальневосточных уловов. После этого данную партию продают уже по более высокой цене другой иностранной компании. Полученная выручка выводится из-под налогообложения и оседает на счетах в иностранных банках…
…Рыбная - одна из самых коррумпированных отраслей экономики. За последние годы в ряде регионов ДФО было возбуждено несколько уголовных дел в отношении коррумпированных пограничников, которые за вознаграждение делились с браконьерами информацией о передвижениях своих коллег. До сих пор памятен "японский скандал", связанный с выплатой российским пограничникам в виде взяток более шести миллионов долларов за сверхнормативный вылов минтая в Беринговом море и у Курильских островов.
Организованные преступные формирования пытаются монополизировать добычу, переработку, транспортировку и реализацию российской рыбы и морепродукции на рынках стран АТР…
…Рассчитывать на активное участие наших тихоокеанских соседей в борьбе с контрабандой ВБР не приходится. Экономические выгоды для стран Северо-Восточной Азии от непрекращающегося потока незаконно добытой морепродукции по демпинговым ценам очевидны - доходы от ее реализации стимулировали динамичное развитие прибрежных территорий Японии и Южной Кореи. Несмотря на достигнутые в 2012 году договоренности, к концу года Япония оказалась завалена браконьерским крабом. В результате стоимость камчатского краба на японском рынке снизилась вдвое, а на острове Хоккайдо, где разгружаются рыболовецкие суда, - втрое. После таможенного оформления партии камчатского краба направляются в Южную Корею, но уже как легальный экспорт. Начиная с июля 2012 года объем "реэкспорта" краба из Японии в Корею оценивался в 300-600 тонн в месяц».
Причем экспорт морских биоресурсов растет из года в год.
Вот, например, некоторые показатели уже нынешнего года только по Приморскому краю.
По данным Приморскстата, в январе-феврале текущего года экспорт рыбы и морепродуктов предприятий Приморского края вырос на 31,4% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) и составил $119,6 млн. В натуральном выражении объемы поставок рыбных товаров за рубеж увеличились на 26,7% — до 101,1 тыс. тонн. В товарной структуре экспорта ведущее место по стоимости занимала свежая и мороженая рыба — $102,8 млн (86%), ракообразные — $8,8 млн (7%), рыбная мука — $3,5 млн (3%). В январе-феврале текущего года рыба и морепродукты поставлялись в десять стран дальнего зарубежья и СНГ. Наибольшие стоимостные объемы экспорта традиционно приходятся на Китай — $54,4 млн (46%) и Республику Корея — $36,9 млн (31%), а также Гонконг — $14,3 млн. (12%) и Виргинские острова — $4,1 млн (4%).
Информацию Приморскстата подтверждают портовики и железнодорожники.
В марте ООО "Дальрыбпорт" (ДРП) столкнулось со значительным сокращением приема морепродуктов с промысловых судов. Хотя, отмечают в стивидорной компании, полным ходом продолжается минтаевая путина - в Охотском море в настоящее время ведут промысел порядка 150 судов.
Основной грузопоток ориентирован на корейские и китайские порты Пусан, Далянь, Циндао.
В настоящее время практически четверть холодильных емкостей ДРП пустует (холодильники рассчитаны на 45 тыс. т единовременного хранения). В другом специализированном терминале порта Зарубино из 20 тыс. т свободно свыше 15 тыс. т. Не задействована часть холодильников и в Находке.
По сравнению с прошлогодним результатом погрузка рыбы на Дальневосточную железную дорогу в рефсекции и вагоны-термосы заметно упала. В марте падение составляет более 23%. "
Остаются высокими о показатели вылова морских биоресурсов.
Российские рыбаки с начала года выловили 1 млн 296 тыс. тонн рыбы, что на 13,4 тыс. тонн (на 1%) больше, чем за соответствующий период прошлого года, сообщает Росрыболовство. В Дальневосточном бассейне выловлено 946,2 тыс. тонн рыбы, что на 0,1 тыс. тонн меньше, чем за соответствующий период прошлого года. Промысел минтая сократился на 15,9 тыс. тонн - до 781,3 тыс. тонн. В Северном бассейне вылов увеличился на 0,6 тыс. тонн - до 209,1 тыс. тонн. Промысел трески вырос на 24,4 тыс. тонн - до 121,6 тыс. тонн. В Балтийском море добыто 12,4 тыс. тонн рыбы, что на 0,6 тыс. тонн меньше, чем за соответствующий период прошлого года. Основу промысла составила балтийская сельдь, которой выловлено 11,3 тыс. тонн, что на 0,9 тыс. тонн меньше, чем в прошлом году. В зонах иностранных государств выловлено 85,2 тыс. тонн рыбы, что на 1,7 тыс. тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года. В конвенционных районах и открытой части Мирового океана улов увеличился на 7,1 тыс. тонн - до 28,5 тыс. тонн.
Взять, к примеру, минтаевую путину в Охотском море.
В Охотском море минтаевая путина выходит на финишную прямую, а 1 апреля она завершилась в объединенной Камчатско-Курильской и Западно-Камчатской промысловой подзоне. Как сообщается на сайте Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства, общий вылов рыбаков-дальневосточников за три месяца составил 500,3 тыс. тонн рыбы, что на 3,5 тыс. тонн больше прошлогоднего результата. Экипажи сахалинских судов взяли на 15 тыс. тонн сырца больше, чем год назад, при суммарном показателе в 85 тыс. тонн. Уловы лидеров экспедиции - приморцев и камчадалов составили, соответственно, 191 и 145 тыс. тонн.
На северных Курилах осваиваемые объемы в текущем и прошлом году вполне сравнимы и соответствуют прогнозам: 39,7 и 40,8 тыс. тонн. Доля сахалинцев – 18,6 тыс. тонн. Приморцы и камчадалы освоили здесь почти половину установленных квот, а хабаровчане отличились в Восточно-Сахалинской промысловой подзоне: на их счету 874 тонны минтая, тогда как на эту дату в 2012 г. не было выловлено ничего.
На финишную прямую выходит добыча минтая в Северо-Охотоморской промысловой подзоне (где с 10 апреля устанавливается запрет на вылов). Здесь выбор квот в целом превысил 210 тыс. тонн, что на 10,7 тыс. тонны меньше, чем в предыдущую путину. У островитян превышение уровня 2012 г. составляет 2,7 тыс. тонны при нарастающем улове в 38,6 тыс. тонны.
По информации координационной группы, стабильно опережают представителей других регионов рыбаки Приморья и Камчатки, чьи уловы достигли 273 и 213 тыс. тонн, соответственно (освоение 75,1% и 89,9%). У рыбаков Сахалинской области – 123,7 (67,6%), Хабаровского края – 49,2 (66,4%), Магаданской области – 27,4 (86,8%), Чукотского АО – 10,6 (90,0%) тыс. тонн сырца.
А вот что говорит глава Росрыболовства Андрей Крайний:
«– Объем добычи водных биологических ресурсов, по уточняющимся оперативным данным и по состоянию на середину марта 2013 г., составил (без учета объёмов аквакультуры и спортивно-любительского рыболовства) 4266,4 тыс. тонн (окончательные данные будут представлены Росстатом в конце марта). За последние 5 лет среднегодовой темп роста вылова составил 6,5 %.
– По данным Росстата, потребление рыбы и рыбопродуктов с учетом обследования домашних хозяйств за 2012 год составило 22,0 кг на душу населения (в 2011 году – 21,2 кг) и что немаловажно – потребление обеспечивается в основном отечественной продукцией.»
Еще один сравнительный анализ.
По данным Ассоциации добытчиков минтая показатели вылова минтая в этом году близки к прошлогодним: на 28 марта 2012 года было добыто 774 тысячи тонн минтая, на 28 марта 2013 года - 765 тысяч тонн минтая. Экспортные поставки минтая в 2013 году пока не превышают 270 тысяч тонн, что на 5-6% превышает показатели 2011-2012 годов.
О том, стоит ли верить предоставленным Ассоциацией цифрам экспортной поставки минтая, мы поговорим позже. А пока опять вернемся к статистике.
По данным Росрыболовства, на 25 марта вылов минтая составил более 636 тыс. т, что соответствует уровню прошлого года. Однако основная масса рыбопродукции вывозится на экспорт. По информации Приморского территориального управления в портах, с начала года в Приморье оформлено 315 судов, доставивших 475,6 тыс. т рыбы. Продукция из минтая в натуральном выражении составила 281 тыс. т. Однако на внутренний рынок поставлено 57,5 тыс. т, а на экспорт - 224,4 тыс. т.
http://nik-aleks.livejournal.com/6367.html
Если верить словам господина Зверева, все это происходит из-за нескольких причин, главная из которых заключается в том, что российские граждане просто не любят рыбу.
Правда иного мнения придерживаются норвежские рыбаки. Второй год подряд Россия становится крупнейшим рынком сбыта норвежской рыбы. В 2012 г. стоимость экспорта рыбы из Норвегии в нашу страну составила 820 млн. евро, что на 15% выше показателя за предыдущий год. Всего за десять лет потребление норвежской семги россиянами выросло в 15 раз.Причем, поставляют из Норвегии в Россию в основном искусственно выращенную рыбу.
Во что говорит по данному поводу директор Норвежского комитета по рыбе в России Ян Эйрик ЙОНСЕН: «Российский рынок два года подряд остается самым крупным и по объему экспорта норвежской рыбы, и по стоимости – около 12% и 15% соответственно – и развивается очень быстрыми темпами. Я люблю смотреть на статистику, она действительно впечатляет: в 2000г. мы экспортировали 7,3 тыс. тонн семги, а в прошлом году – уже 133 тыс. тонн.
Бурный рост, который в целом связан с экономическим подъемом страны. Экономика развивается, активно строятся магазины новых форматов – супермаркеты и гипермаркеты, у которых есть своя логистика для охлажденной рыбы. Если вначале потребление семги и форели росло в Москве и Санкт-Петербурге, то сейчас регионы показывают лучшую динамику, чем столица. Для сегмента охлажденной рыбы расстояние – критический фактор, поэтому большую роль играет географическое положение рынка. Россия – это наш сосед, что очень способствует экспорту.
В целом я убежден, что у российского рынка огромный потенциал. Нынешнее потребление рыбы в России оценивается примерно в 20 кг в год. В Норвегии этот показатель составляет свыше 50 кг, причем за последние 10 лет мы смогли увеличить потребление семги с двух до восьми килограммов. Россияне в среднем съедают менее килограмма атлантического лосося в год, а значит нам есть к чему стремиться».
Так на сегодняшний день более 40% российского рыбного рынка составляет импортная продукция. Правда к этой продукции необходимо отнести и различные полуфабрикаты из минтая, которые попадают в Россию из соседнего Китая. Стоит отметить, что сырьем для этой продукции служит наш дальневосточный минтай, который в качестве сырья поставляют китайским завода российские компании, входящие в Ассоциацию добытчиков минтая.
То есть потенциал для завоевания российского рынка российской рыбой огромный – 40% от потребляемого объема. Поставляй рыбу, хоть запоставляйся.
Ну, не любим мы (по мнению видного рыболова Зверева) кету, кижуча, горбушу, минтай, корюшку, симу. Подавай нам искусственно выращенную норвежскую семгу, хотим мы тунца и телапию, обожаем пангасиус из Вьетнама. Именно поэтому дальневосточные рыбаки просто вынуждены продавать рыбу в соседние страны АТР.
А еще рыбакам категорически не хватает денег на организацию переработки. Уже действующих налоговых льгот им недостаточно, опять таки, если верить все тому же Герману Станиславовичу. Ему вторит «признанный эксперт в рыбной отрасли», журналист Эдуард Климов.
Правда глава Росрыболовства Андрей Крайний имеет иное мнение: «Мы не лишены внимания руководства страны. Задачи по укреплению продовольственной безопасности России, по обеспечению людей высококачественной, экологически чистой, отечественной рыбной продукцией сформулированы в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в Доктрине продовольственной безопасности и во многих других стратегических документах по развитию рыбохозяйственного комплекса государства…
…В отрасли продолжается положительная динамика роста финансового результата. В 2012 году, по данным Росстата, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций рыбной отрасли (без субъектов малого предпринимательства) в действующих ценах составил плюс +22,9 млрд. рублей, что на 69% больше, чем в 2011 году. В рейтинге по темпам роста сальдированного финансового результата среди основных отраслей экономики у рыбной отрасли – 5 место. По наибольшей доле прибыльных организаций среди основных отраслей экономики у нас 3-е место. Растет также инвестиционная привлекательность отрасли…
…Меры государственной поддержки через механизм предоставления экономических и налоговых преференций (включая предоставление субсидий из федерального бюджета для возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам; введение ЕСХН для наших предприятий; предоставление пониженной с 2008 года ставки сбора за пользование ВБР; возмещение НДС при экспортных операциях; льготы по уплате транспортного налога) в целом положительно повлияли на качественный и количественный рост финансово-экономических показателей, инвестиций в основной капитал и финансовых вложений в рыбную отрасль…
…Пример. Соседний с российским Дальним Востоком Китай, не имея ни одной тонны собственного вылова минтая и трески, а значит, возможности регулирования путем распределения доступа к ресурсу, тем не менее, является крупнейшим переработчиком этой рыбы.
Еще один пример касается промышленного вылова лососей на Камчатке. При отсутствии обязательств по переработке рыбы на берегу бизнес построил современные мощности, позволившие перерабатывать большую часть объемов не в море, а именно на береговых предприятиях. Таким образом, экономическая целесообразность является, очевидно, не менее эффективным стимулом, чем административное воздействие».
И опять же вернемся к Яну Эйрику Йонсену.
«– Есть ли в Норвегии государственная поддержка сектора переработки?
–Нет, сегодня это чистый рынок. Около 20 лет тому назад рыбная отрасль в Норвегии достаточно хорошо субсидировалась, получала большие ресурсы из государственного бюджета, но в конце концов политики и бизнес осознали, что это не решит проблемы. Мы отказались от дотаций, и сейчас это прибыльная отрасль, которая работает без субсидий и является хорошим примером для остальной Европы. Да, есть определенная господдержка через научные программы, но прямых субсидий больше нет. Можно сказать, что предприятия просто заставили стать эффективными».
По мнению Германа Зверева существует еще одна причина, по которой рыбакам требуются льготы и субсидии, а рыбу, выловленную в российских морях невозможно поставлять на российский берег. На эту причину ссылается Герман Станиславович в своей статье «Три кита российского рыболовства»:
«Первый вопрос – это доступ к изначальному производственному ресурсу (водным биологическим ресурсам)…
Что мы имеем? С квотами по вылову водных биоресурсов в ИЭЗ России все определено только до 2018 года, после 2018 года – полная неясность…
Итак, доступ к изначальному производственному ресурсу в настоящее время не имеет долгосрочного горизонта, а в прибрежном рыболовстве – изначальный производственный ресурс скоро вообще станет недоступен для большинства пользователей, покуда существует искаженное правовое регулирование прибрежного промысла. Величина изначального производственного ресурса может снизиться из-за недостаточного государственного финансирования научных исследований и безучастности бизнеса, и тогда все споры о «квотах под киль» покажутся схоластикой. Нечего будет осваивать!»
О как! Видимо, господин Зверев забыл, что квотами рыбодобывающие предприятия были наделены не вчера и не сегодня, а в далеком уже 2008 году. И выдавались квоты не на год или два, а на десять лет. Дабы к следующему распределению квот сроком уже на 20 лет эти предприятия смогли и суда обновить, и прибрежную инфраструктуру создать.
А так же забыл господин Зверев, что «водные биологические ресурсы – это стратегические продукты, являющиеся одной из основ продовольственной безопасности, роль которых в решении демографической проблемы страны и обеспечении собственного населения качественной рыбной продукцией весьма значительна», как это определяет программа «Развития рыбопромышленного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона».
Да и не бедствуют вовсе «рыбные короли». Возьмите, к примеру, налоговую декларацию члена Совета Федерации от Сахалинской области Александра Верховского, который владеет сразу несколькими сахалинскими рыбодобывающими компаниями. Только в 2011 году Александр Григорьевич заработал более 150 млн. рублей, основу из которых составили дивиденды, полученные от деятельности этих самых компаний.
Согласно информации российского подразделения журнала «Форбс» только в 2010 году ЗАО «Гидрострой», одна из компаний принадлежащих сенатору получила чистую прибыль в размере 200 млн. рублей.
Данный вывод можно сделать и анализируя заявление Полпреда Президента в ДВФО Виктора Ишаева: «Меня беспокоит, что с Дальнего Востока продолжаются нелегальные поставки морских биоресурсов. По-прежнему расходятся данные о вывозе рыбы из России с данными о поставках в страны-импортеры. Так, в 2011 году объем вывезенной из России в Японию продукции в 3,66 раза меньше, чем объем ввезенной в Японию продукции из России. По стоимости эти данные расходятся в 7,24 раза! В 2010 году данные таможенных служб России и Японии расходились в 2,5 раза, в 2009 году – в 2,56, а в 2008 году – в 5,06. В первом полугодии 2012 года данные расходятся в 4,72 раза, а в денежном выражении в 13,2 раза. Российские данные по экспорту и импорту расходятся и в сравнении с информацией таможенных служб Китая и Кореи. Неучтенный доход, фиксируемый в расхождении данных по физическому объему и стоимости рыбы и рыбопродукции, экспортируемой из регионов Дальневосточного федерального округа, и импорта составляет ежегодно от одного до 2,5 миллиардов долларов.
Кроме того, в 2011 году Россия поставила на экспорт практически такой же объем рыбы, что и импортировала. Мы посмотрели – экспорт и импорт рыбы идет практически по одним и тем же наименованиям продукции. Однако морепродукты, поставляемые на экспорт, в 2 раза дешевле импортируемых».
Подтверждает данную ситуацию в своем выступлении начальники Управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы А.Ю. Кинёв в информационном агентстве "ГАРАНТ", рассказывая о деятельности возглавляемой Германом Зверевым Ассоциации добытчиков минтая.
Хочу напомнить, в декабре прошлого года ФАС уличила Ассоциацию добытчиков минтая и 26 рыбодобывающих компаний Дальнего Востока в незаконных связях с гонконгским холдингом "Пасифик Андес". Российские антимонопольщики установили, что так называемый "русский отдел" гонконгского холдинга "Пасифик Андес" через скупленные ранее рыбодобывающие компании Дальнего Востока, по сути, и стал инициатором создания Ассоциации добытчиков минтая (АДМ). В дальнейшем же Ассоциация "поймала в иностранные сети" и ряд других предприятий, чтобы позволить "Пасифик Андес" скупать российские биоресурсы по заниженным ценам. Как ранее заявлял руководитель ФАС Игорь Артемьев, российским рыбодобывающим компаниям, аффилированным с иностранным капиталом, и "серым" экспортерам не должно быть места в рыбной отрасли Дальнего Востока. Сомнительных экспортеров российской рыбопродукции необходимо лишать квот и наказывать крупными штрафами – до 1 млрд рублей, отмечал Артемьев. Также комиссия ФАС считает, что иностранцы могли использовать АДМ как структуру, имеющую возможности по выходу на органы государственной власти Российской Федерации, в том числе и с законодательными инициативами.
И так вернусь к выступлению господина Кинева от 15 марта 2013.
«Ведущая: Спасибо, Александр Юрьевич, за подробный ответ. Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных случаях выявления картелей сотрудниками Вашего управления за 2012 год?
Кинев А.Ю.: С удовольствием расскажу, потому что практика, наверное, самая показательная часть нашей работы. Несколько примеров.
То, что мы называем "классический картель" — это картель по установлению цен, разделу рынка. В конце 2011-2012 годах нами было рассмотрено несколько важных дел.
… Примером крупного дела, которое мы закончили расследовать в декабре 2012 года, стал "минтаевый картель". Дело было возбуждено в отношении рыбопромышленных предприятий Дальнего Востока. Первоначально к участию в рассмотрении дела было привлечено 52 компании, однако при вынесении решения в отношении части компаний мы применили норму о прекращении рассмотрения дела. В окончательном виде в решении виновными признано 26 компаний, в том числе, некоммерческая организация "Ассоциация добытчиков минтая". Антимонопольный орган посчитал, что "Ассоциация добытчиков минтая" незаконно координировала поведение хозяйствующих субъектов. Все это выглядело примерно следующим образом: крупные участники рынка договаривались о цене, договаривались о сроках, объемах производства продукции (непосредственно минтая и продукции из него). Началось это все в 2006 году, то есть картель действовал на протяжении достаточно длительного промежутка времени. С целью согласования позиций, обмена данными участники картеля создали площадку в виде ассоциации, после создания которой основные решения, в том числе, в рамках картеля, принимались на заседаниях ассоциации, оформлялись решениями и протоколами заседаний ассоциации. Интересную роль в картеле играли иностранные предприятия. Дело в том, что наше расследование проходило параллельно с расследованием о нарушении Федерального закона об иностранных инвестициях в стратегические отрасли, согласно которому иностранные компании не имеют права без разрешения правительственной комиссии входить в уставные капиталы наших юридических лиц, занимающихся рыбодобычей. Однако, было выявлено, что многие рыбодобывающие компании через подставных лиц посредством различного рода соглашений и договоренностей контролируются иностранными компаниями, в первую очередь из Китайской народной республики, Республики Корея и Японии. К созданию "Ассоциации добытчиков минтая" имела отношение крупнейшая китайская рыбоперерабатывающая компания Pacific Andes. После вынесения решения мы передали материалы в правоохранительные органы. В решении констатированы также признаки налоговых и таможенных правонарушений. Интересный факт – участники картеля добывали на 40% больше рыбы, чем продавали. Никто из них не смог нам объяснить, куда девались эти 40%. По нашим предположениям они уходили заграницу по, так называемым, серым схемам. Основные доказательства по делу были также получены в ходе внезапных проверок. Здесь мы работали совместно с подразделениями Федеральной службы безопасности. Огромное им спасибо, очень плодотворное получилось сотрудничество, я думаю, оно у нас продолжится в рамках других дел в рыбной отрасли, которые мы сегодня расследуем».
Особое внимание хочу обратить на две фразы из данного выступления:
1.Однако, было выявлено, что многие рыбодобывающие компании через подставных лиц посредством различного рода соглашений и договоренностей контролируются иностранными компаниями, в первую очередь из Китайской народной республики, Республики Корея и Японии.
2. Интересный факт – участники картеля добывали на 40% больше рыбы, чем продавали. Никто из них не смог нам объяснить, куда девались эти 40%. По нашим предположениям они уходили заграницу по, так называемым, серым схемам.
Вот Вам и «бедные российские рыбаки».
Что касается расследования, проведенного ФАС в отношении деятельности АДМ, а так же реальных объемов вывозимых с Дальнего Востока морских биоресурсов. Об этом в следующих публикациях.
http://nik-aleks.livejournal.com/6634.html
|