Кредо о. А.Меня
http://lib.ru/HRISTIAN/menkred.txt
Христианство
Оно не боится критически смотреть на прошлое Церкви,
следуя примеру учителей Ветхого Завета и Св. Отцов;
расценивает все бесчеловечные эксцессы христианского
прошлого (и настоящего): казни еретиков и т.п. как измену
евангельскому духу и фактическое отпадение от Церкви (Лк.
9,51-55);
знает, что противники Христа (беззаконный правитель,
властолюбивый архиерей, фанатичный приверженец старины) не
принадлежат только евангельской эпохе, а возрождаются в любое
время, под разными обличиями (Мф. 16,6);
остерегается авторитаризма и патернализма, которые
коренятся не в духе веры, а в чертах присущих человеческой
падшей природе (Мф. 20,25-27; 23,8-12);
исповедует свободу как один из важнейших законов духа,
рассматривая при этом грех как форму рабства (2Кор. 3,17; Ин.
8,32; Рим. 6,17).
Протоиерей Александр Мень. О Христе и Церкви
http://lib.ru/HRISTIAN/MEN/church.txt
В результате вот этих трудных испытаний Церкви с неба нам был дан
великий дар - и вы не улыбайтесь, потому что дар этот - атеизм. Воинствующий
атеизм и все антихристианские движения. Самое страшное для Церкви было бы,
если бы этих движений не было, если бы не было атеизма. Боюсь, что тогда
действительно христианский мир был бы задушен атеистами, имеющими
христианский облик. Я имею в виду всяких "великих инквизиторов". Достоевский
в силу своей исторической ограниченности считал, что это обязательно должны
быть прелаты латинской Церкви, но это совершенно международная категория,
интерконфессиональная. Такими могли быть и кальвинистские пасторы - очень
могли быть. И православные могли быть. Значит, атеизм - это дар Божий. Это
вовсе не поражение христианства, это величайшая, исцеляющая, оздоровляющая
нас сила. Может быть, некоторые скажут: о. Дмитрий Дудко говорит иначе. Но
мы с ним говорим о разных вещах. Он поносит безбожников, и за дело. Но я
сейчас говорю с иной точки зрения, так сказать, с более высокого полета.
Конечно, плохо, что закрывают церкви. Кто скажет, что это хорошо? Это плохо
и с точки зрения закона, и с точки зрения верующих. Но я уверен, что ни один
храм не был закрыт без воли Божией. Всегда отнималось только у недостойных,
всегда. И история Церкви это есть та же самая библейская история, там
действовал закон условного обетования. Вам даны жизнь и смерть, говорится в
Книге Второзакония, избирайте сами себе путь. "И не говорите себе, что у нас
храм Господень, - говорит Иеремия. - Будет уничтожен и храм, и о ковчеге
никто не вспомнит". Казалось бы, храм - место, где Сам Господь обитает, Он
выбирает его как место Своего невидимого мистического присутствия, и Он же
превращает его в место, где будут бродить шакалы. Относится ли это только к
храму Соломона или к храму Ирода Великого? Нет, это относится к любому месту
почитания Богооткровенной религии. Это относится ко всем храмам.
Конечно, мы
жалеем храм Христа Спасителя, который был разрушен, - бесспорно. Но, с
другой стороны, мы понимаем, что было что-то в нашей жизни христианской, что
позволило его разрушить. Конечно, мы жалеем о том, что храм Ирода, столь
великолепный, был разрушен. Но так случилось. Такова была, так сказать,
"карма" историческая. И поэтому я считаю, что одна из наших главных
установок, христиан сегодняшних, есть не борьба с атеизмом. С атеизмом
боролись много. Я недавно читал стенограмму диспутов двадцатых годов. Очень
хорошо там Александр Введенский поносил, прекрасно разбивал Луначарского и
т. д. Это была борьба с атеизмом. Но это внешняя вещь. Внешняя.
А нам нужно
гораздо больше бороться с лжехристианством внутри каждого из нас. Это будет
гораздо более важно. Потому что атеизм приходит как продукт нашего
недостоинства. Сегодня Церковь должна услышать призыв, обращенный к себе:
"Врачу, исцелися сам". Я понимаю, что гораздо легче сказать: мы хорошие, мы
- носители истины; они - носители лжи, они - гонители, а мы - гонимые и т.
д. Это легче сказать - во-первых, во-вторых внешне кажется, что это
подтверждается фактами.
http://lib.ru/HRISTIAN/MEN/