Рыба есть, да не про нашу честь
Продолжая тему, начатую в статье «Ценовой беспредел: есть ли картельный сговор в рыбной отрасли?», хотелось бы отметить, что сейчас мы приходим к тому, что цены на рыбу на нашем внутреннем рынке подтягиваются к ценам, по которым эта продукция поставляется на экспорт.
Однако снижение покупательской способности населения при таком росте цен приводит к тому, что на российском рынке продукция по таким ценам оказывается невостребованной – она слишком дорога для рядовых граждан, недоумевающих, почему россияне должны платить за выловленную в наших водах нашими же компаниями рыбу такую же цену, как и японцы или корейцы. На это у рыбодобытчиков есть ответ вопросом на вопрос: а почему мы должны поставлять рыбу в Россию, если более выгодно продать ее за рубеж? Логика очевидна и прямолинейна – бизнес ставит во главу угла получение максимальной прибыли, а стенания граждан по поводу социальной ответственности и т.п. вызывают у бизнесменов разве что изжогу, хотя в большинстве случаев и этого нет.
Так как же все-таки обстоит дело с поставками рыбы в Россию и на экспорт? Давайте обратим внимание на цены, по которым поставляется на внутренний и внешний рынки так называемая «народная» рыба – минтай, сельдь и горбуша.
По состоянию на 9 февраля 2015 года оптовая цена минтая со склада во Владивостоке составляла 1393 доллара США за тонну. В то же время цена поставки российского минтая в Китай на условиях СИФ составляла порядка 1350 долларов за тонну.
Схожая ситуация складывается и с селедкой - на 9 февраля оптовая цена сельди размера 300+ со склада во Владивостоке составляла примерно 1 136 долларов США за тонну. При этом экспортная цена с поставкой в Японию находилась на уровне порядка 1 200 долларов за тонну.
Что же касается горбуши, то на ту же дату оптовая стоимость горбуши потрошеной с головой со склада во Владивостоке составляла 2 498 долларов за тонну. При этом средняя экспортная цена с поставкой в КНР составляла 2 450 долларов за тонну.
Как мы видим, цены на «народную» рыбу на российском рынке практически сравнялись с теми ценами, по которым ее отправляют на экспорт. Разумеется, обоснованность такого роста цен вызывает массу вопросов (думаю, у вьетнамцев, например, тоже появились бы вопросы, если бы кто-то попытался поднять внутреннюю цену на выращиваемые ими ананасы до мирового уровня), в связи с чем стоит обратить внимание, что основные рыбопромышленные компании, осуществляющие добычу вышеупомянутых минтая, сельди и лосося, являются членами Ассоциации добытчиков минтая, у которой уже был опыт «координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов» для установления выгодных для рыбодобытчиков цен на рынке.
Традиционно отечественные рыбные бизнесмены объясняют повышение цен на поставляемую в Россию продукцию тем, что в противном случае им было бы невыгодно поставлять рыбу на внутренний рынок, поскольку при наличии более высоких цен на зарубежных рынках продукцию лучше отправить на экспорт, приносящий больше прибыли. Железная логика дикого бизнеса, не принимающего в расчет ни себестоимость производства, ни уровень жизни, ни, в конце концов, социальную ответственность бизнеса. При этом как-то упускается из виду, что рыбаки пользуются принадлежащими государству (то есть, народу) водными биоресурсами. И, кстати, сбор на пользование этими ресурсами платят по льготной ставке, да еще умудряются при экспорте и НДС возвращать, и говорить при этом о необходимости дополнительных послаблений и льгот.
Вроде бы очевидно, что в условиях повышения цен на рыбу в России отечественные производители должны ориентироваться на снабжение внутреннего рынка, поскольку это позволяет получать такую же прибыль, как и при экспорте. Но так ли это в действительности и как обстоит дело на Дальнем Востоке?
Сейчас много говорят о том, что по итогам 2014 года Россия снизила импорт морепродукции и ее экспорт. По предварительным данным Росстата, обнародованным в начале февраля, объем поставок рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов за пределы Российской Федерации за январь-декабрь 2014 года составил 1 млн. 704,4 тыс. тонн, что на 9,5%, или 178,9 тыс. тонн меньше показателя 2013 года. Объем импорта в 2014 году сократился на 12,8%, или на 129,5 тыс. тонн по сравнению с 2013 годом и составил 884,8 тыс. тонн. По данным ФТС России и Росстата, основную долю в экспорте занимает мороженый минтай – 40,8%. Объемы его поставок за 12 месяцев снизились на 10,7% или 83,7 тыс. тонн, составив 696,3 тыс. тонн. Поставки мороженой сельди за рубеж сократились на 32,3% или 81,6 тыс. тонн – до 170,7 тыс. тонн; мороженого тихоокеанского лосося на 53% или 39,5 тыс. тонн – до 35 тыс. тонн. Вместе с этим наблюдается увеличение экспорта мороженой трески и пикши, объем поставок вырос на 23,9%, или 37,3 тыс. тонн – до 193,1 тыс. тонн; мороженой ставриды – на 14,2% или 8 тыс. тонн, до объема 64,1 тыс. тонн; а также мороженой скумбрии – на 1,9%, или 1 тыс. тонн, до 54,8 тыс. тонн. За 12 месяцев 2014 года общий объем импорта рыбной продукции в Российскую Федерацию снизился на 12,8%, или на 129,5 тыс. тонн по сравнению аналогичным периодом 2013 года и составил 884,8 тыс. тонн.
То есть, в целом по стране экспорт водных биоресурсов снизился на 9,5%, а импорт – на 12,8%. Но если обратить внимание на Дальний Восток, являющийся основным промысловым бассейном, можно обнаружить, что здесь ситуация несколько иная. Согласно данным Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области, размещенным в свободном доступе на сайте Управления, объём водных биологических ресурсов и аквакультуры, вывезенных за рубеж в 2014 году из Приморья и Сахалинской области, которые обеспечивают основной поток рыбного экспорта всего региона, поставки морепродукции за границу снизились в 2014 году на 6,2% или на 83 тысячи тонн - с 1,33 млн тонн до 1,25 млн тонн. И этот показатель выше, чем в 2012, 2011 и 2010 гг, когда экспорт составлял, соответственно, 1,21, 1,23 и 1,06 миллионов тонн продукции водного промысла. Если же обратить внимание на изменение объемов вылова водных биоресурсов, то обнаруживается, что в 2014 году было добыто на 100 тысяч тонн рыбы и других видов ВБР меньше, чем в 2013 году. А экспорт, между тем, снизился на 83 тысячи тонн. То есть, на Дальнем Востоке ситуация осталась фактически неизменной – соотношение добытых и экспортированных водных биоресурсов практически не изменилось (и даже незначительно увеличилось), хотя формальные показатели позволяют браво рапортовать о снижении поставок рыбы за рубеж в абсолютном выражении.
И ожидать, что рыбаки просто возьмут и снизят объемы экспорта из-за того, что стране в нынешних условиях нужна отечественная рыбопродукция, или из-за того, что цены на нее в России поднялись почти до мирового уровня, вряд ли стоит. В частности, как сообщило недавно агентство Vladnews, президент Приморской ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов уже заявил, что «Несмотря на призыв «всю рыбу на российский берег» ограничений на экспорт минтая в ближайшие годы не будет», пояснив, со ссылкой на высказывание главы Федерального агентства по рыболовству Ильи Шестакова, что это вызвано отсутствием на Дальнем Востоке и в глубине России готовых мощностей для его переработки.
Но дело здесь даже не в отсутствии перерабатывающих мощностей. Просто экспорт морепродукции выгоден рыбодобытчикам по целому ряду причин. Во-первых, он позволяет получить валюту, что весьма перспективно в условиях нестабильности курса рубля. Во-вторых, существующая система экспорта позволяет получать показывать почти нулевую доходность и скрывать прибыль от налогообложения (например, путем завышения стоимости расходов на судоремонт за рубежом, оплату полученных у иностранных импортеров кредитов и т.п., а также путем отправки продукции через оффшорные фирмы по заниженным ценам для последующей ее реализации на зарубежных рынках по нормальной цене). И, наконец, в нынешних условиях, когда продукцию можно оформлять на экспорт по «упрощенной схеме» фактически без физического контроля, это позволяет вывозить за рубеж незаконно добытые биоресурсы (например, валютоемкие крыбы или икру минтая). Такой экспорт приносит рыбному бизнесу огромные доходы, оседающие на счетах за рубежом. А государство от такой деятельности не получает ничего.
Для того, чтобы изменить ситуацию, сейчас предлагаются различные меры, среди которых следует, в частности, выделяются следующие:
- отменить льготы по уплате сбора за пользование водными биоресурсами в отношении экспортируемых в непереработанном виде уловов водных биоресурсов;
- внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2008 № 184 «О Порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации» и отменить практику отправки на экспорт морепродукции по упрощенной схеме (без реального досмотра груза), которая служит базой для «серого» экспорта и позволяет вывозить под видом дешевых продуктов дорогие, так как за отведенные 3 часа невозможно осмотреть хотя бы часть содержимого трюмов, предназначенного для вывоза на экспорт;
- обеспечить внедрение системы отслеживания происхождения уловов водных биоресурсов на всех этапах их перемещения на базе предусмотренных утвержденной главой правительства РФ Д. Медведевым «дорожной карты» по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве государственных АИС - в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации и системы раннего оповещения о случаях выявления опасных в ветеринарно-санитарном отношении подконтрольных товаров с целью недопущения их дальнейшего оборота на территории РФ;
- принять комплекс мер, снижающих налоговые потери от несанкционированного вывоза капитала: 1) возмещение НДС экспортерам только после поступления экспортной выручки; 2) взимание авансовых платежей по НДС уполномоченными банками при перечислении поставщикам-нерезидентам импортных авансов; 3) введение штрафов за просроченную дебиторскую задолженность по импортным контрактам, непоступление экспортной выручки, а также по другим видам незаконного вывоза капитала в размере его величины;
- ужесточить административную и уголовную ответственность за незаконный вывоз капитала с территории государств-членов Таможенного союза, в том числе в форме притворных внешнеторговых и кредитных операций, уплаты завышенных процентов по иностранным кредитам;
- внести изменения в принятый в июне 2013 года ФЗ № 148 «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и отменить пункт, разрешающий «при прибрежном рыболовстве осуществлять перегрузку уловов водных биологических ресурсов и производство на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов»;
- установить пошлины экспорт за рубеж отдельных видов водных биоресурсов в непереработанном виде.
Практические все эти меры сейчас подвергаются жесткой критике со стороны представителей экспортного «рыбного лобби», выступающего категорически против любых попыток изменить «правила игры». Заявления о том, что данные меры «нанесут непоправимый ущерб» рыбодобывающей отрасли звучат со стороны ВАРПЭ, АДМ, РСПП (в руководство которого входит президент АДМ), некоторых видных сенаторов и депутатов, представляющих рыбный бизнес, а также подконтрольных им средств массовой информации. Они не выступают открыто против принятия мер как таковых, но настаивают на необходимости их длительной проработки и внесении согласованных с рыбным бизнесом изменений, предлагая также отсрочить вступление в силу ряда положений, касающихся, в частности, деоффшоризации отрасли, ограничений на участие в ней иностранцев, а также внедрения информационных систем, позволяющих отслеживать происхождение уловов водных биоресурсов и их перемещение.
И все же ситуацию в отрасли изменить можно и нужно. Но для этого нужна сильная политическая воля, чтобы переломить сопротивление «рыбного лобби», беззастенчиво саботирующего решения руководства России, направленные на обеспечение продовольственной безопасности нашей страны.
Полный вариант опубликован в газете "Далекая окраина" " 2-2015 стр.8-9
http://dalekayaokraina.ru/files/do_4206.pdf