Нероссийская рыба
Гешефты Воробьёвых: пангасиус покорит Россию?
Зачем на самом деле губернатор Подмосковья летал во Вьетнам с рабочим визитом
Уже много месяцев в российских СМИ муссируется информация о судьбе компании «Русское море». Внимание к ней приковано не случайно - ведь среди её основателей - член Совета Федерации РФ Юрий Воробьёв и его сын, губернатор Московской области Андрей Воробьёв. В составе учредителей этой корпорации числятся также члены их семьи. В начале 2015 года компания получила новое название - «Русская аквакультура» (РА), а в июне того же года председателем совета директоров стал один из её акционеров, имеющий около трети акций, родной брат губернатора - Максим Воробьёв. Также акционером РА является и Людмила Воробьёва, мать губернатора.
По свидетельству прессы, в Подмосковье продвижение рыбопродуктов компании идёт «на ура». Супермаркеты то и дело заваливаются её товарными марками, и ходят слухи, что руку к этому прикладывают приспешники Андрея Юрьевича. Торговые сети, как говорят, сами спешат закупить продукцию РА, чтобы продемонстрировать «губернаторским» если и не свою экономическую заинтересованность, то хотя бы политическую лояльность, и укрепить свои позиции в среде областных бюрократов, контролирующих торговлю. И такому «ненавязчивому» маркетингу есть вполне объяснимая причина.
По свидетельству прессы, раньше целью компании было догнать и перегнать лидера мирового рыбного бизнеса - «Marine Harvest» (Норвегия). Но сегодня РА уже не до конкуренции - так заявляют во всеуслышание представители её же руководства. Она терпит колоссальные убытки - сотни миллионов рублей. Некоторые эксперты связывают это с введением с 1 января 2015 года закона о контролируемых иностранных компаниях, или «о деофшоризации бизнеса». Ведь «Русская аквакультура» была в основном иностранной компанией, владельцы которой зарегистрированы в офшорах. Однако её руководители настаивают, что причинами этого стали долги, пожар цеха переработки лосося, гибель мальков, лососёвая вошь и спад потребления деликатесных сортов рыбы. Дешевеют акции, действуют санкции против России.
Но во всё это, честно говоря, совсем не ве*рится. Особенно в то, что виноваты во всём санкции. Наоборот, они только помогли сократить число конкурентов и задрать цены. Руководитель Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев замечает, что цены на рыбу выросли в два раза и более. Многим покупателям она уже не по карману. Селёдка, например, становится дороже мяса. Эксперт утверждает, что выгодно это таким производителям, как компания «Русская аквакультура». При этом страдает вся отрасль, ущемляются национальные интересы. Поэтому разговоры о том, что дистрибуторский бизнес «Русской аквакультуры» подешевел в 2,6 раза с 2010 года, свидетельствуют скорее о неряшливом менеджменте или об «оптимизации» компании. Последнее скорее должно вызвать пристальный интерес Федеральной антимонопольной службы России, чем «продвинутой» прессы.
Обращают на себя внимание ряд системных организационных перестановок в РА. В июле 2015 года её гендиректором стал Илья Соснов, а его предшественник Дмитрий Дангауэр, акционер РА, возглавил ЗАО «Русская рыбная компания» (РРК) с целью спасения дистрибуции, которое, как выяснилось, через несколько месяцев закончилось… продажей этого актива. Задача, по словам Соснова, состояла в переориентации закупок в Норвегии и Исландии на закупки в Латинской Америке и Азии. Другими словами, РА сменила курс на «лов» более дешёвых сортов рыбы, чтобы, удерживая цены и пользуясь частичной монополией, и дальше за счёт граждан сохранять свои сверхприбыли. В связи с этим фактом иначе оцениваются события, происходящие на территории Московской области.
После того, как Максим Воробьёв стал председателем совета директоров «Русской аквакультуры», а Дангауэр - гендиректором РРК, в тихом Звенигороде 3 сентября регистрируется некое ООО - «Хунг Выонг Рус». Его уставный капитал - 10000 Р, а единственный учредитель и гендиректор - Нгуен Тхи Май, бывший представитель «Генеральной компании торговли города Ханоя» в Москве. В начале октября становится известно, что Максим Воробьёв вывел свои акции из офшора. А через две недели его брат Андрей Воробьёв как губернатор совершает двухдневный рабочий визит во Вьетнам. В официальном отчёте - никаких встреч с представителями «рыбных» компаний. Зато есть полубредовые сообщения о том, что в Подмосковье реализуют «планов громадьё», а также создадут некий вьетнамский «молочный рай», под который выделят десятки тысяч гектаров земли (?!).
Из этих планов Воробьёва, использовавшего в поездке бюджетные средства и свой государственный статус, на горизонте ничего так до сих пор и не проявилось. Однако сразу после него, уже 5 декабря, была реализована другая сделка. В Москве регистрируется ООО «РРК Холдинг», капитал - 10000 Р. Его учредители - Дмитрий Коцюбинский, тоже акционер РА и бывший гендиректор РРК, а также… звенигородская «Хунг выонг рус». Последняя выдается уже в качестве подчинённой сугубо вьетнамской «Hung Vuong Corporation», хотя это, мягко говоря, неточность. Кроме туманных ссылок на прессу, никаких подтверждений этому нет. Уже в январе «РРК Холдинг», по факту принадлежащий Нгуен Тхи Маю и Коцюбинскому, предстаёт в качестве покупателя дистрибуторской компании РРК. Цена $15 млн за 51% акций, или около 2 млрд Р. Интересно, кто выделил деньги на их покупку: российский участник или вьетнамский - из Звенигорода?
Судя по всему, эта новая совместная компания с инвестором, зарегистрированным в Подмосковье и действующим под контролем аффилированного Коцюбинского, будет завозить в Россию такую дешёвку, как рыба пангасиус. Это вовсе не деликатес, и о ней идёт довольно дурная слава. Филе рыбы и другие части «тела», как говорят, содержат много лишних, а зачастую и опасных веществ, влияющих на человеческие гены. Но она всё же продаётся под разными названиями и в составе таких «фабрикатов», как «крабовые палочки» и другие. Запрещена она во многих странах, так как вылавливают и разводят её в водах Меконга - реке, в которой от ядовитых пестицидов и ртути умирают дельфины.
РА, находящаяся под контролем семьи Воробьёвых и их союзников, отныне официально будет заниматься как бы только выращиванием рыбы. Однако думается, совсем дистанцироваться от продаж дешёвых сортов, ядовитого пангасиуса и его «фабрикатов» семье и их компании вряд ли удастся. Слишком уж скандальный гешефт, слишком уж длинные уши...
http://oka-info.ru/news/article/26145/