|
Добрый день!Ситуация: в таможню пришел груз - кабачки свежие. С момента отправки из Ирана до момента прибытия в таможню проходная стоимость изменилась с 0,71 $/кг до 1,56 $/кг. Ясное дело, разница большая, руководство принимает решение оформить реэкспорт. Вопрос: какие варианты можно рассмотреть по растаможке с наименьшими потерями для компании?
|
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
25.04.2014 Дело N 128-6/2014
г. Минск
Экономический суд г. Минска с участием представителей, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Д" о признании недействительным решения региональной таможни от 05.11.2013 о корректировке таможенной стоимости товара, заявленного в декларации на товары от 09.09.2013 и возврате таможенных платежей в размере 33 597 630 рублей,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Д" обратилось в экономический суд г. Минска с заявлением о признании недействительным решения региональной таможни от 05.11.2013 о корректировке таможенной стоимости товара, заявленного в декларации на товары от 09.09.2013 и возврате таможенных платежей в размере 33 597 630 рублей.
В обоснование своей позиции заявитель указал на отсутствие у таможенного органа оснований для вынесения решений о корректировке заявленной таможенной стоимости, поскольку им представлены документы, достаточные для определения таможенной стоимости по цене сделки, отсутствие переводов упаковочных листов, сертификатов происхождения и фитосанитарных сертификатов не могло повлиять на определение таможенной стоимости, сведения о стоимости идентичных товаров в стране экспорта представлены в том виде, в котором это было возможно.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Заинтересованное лицо с требованиями заявителя не согласилось, считает свое решение законным и обоснованным, поскольку по имеющейся в распоряжении таможенных органов информации цены на аналогичный товар выше, чем было заявлено декларантом, копии упаковочных листов, сертификатов происхождения и фитосанитарных сертификатов представлены без перевода на один из государственных языков, а в документах о цене продажи идентичных товаров в стране экспорта отсутствовали сведения об условиях поставки.
Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, изучив материалы дела, следует придти к следующим выводам.
Заявитель на условиях внешнеторгового контракта от 15.07.2013, заключенного с "E" (Турецкая Республика), ввез на таможенную территорию Таможенного союза товар - виноград столовых сортов свежий "VITIS VINIFERA", производитель - "E", общим весом 19 960 кг, страна происхождения - Турция, код ТН ВЭД 0806101000, предъявив его к таможенному оформлению по декларации на товары от 09.09.2013.
Таможенная стоимость товара была определена заявителем с применением первого метода определения таможенной стоимости - по цене сделки: таможенная стоимость товара составила 0,7 доллара США за 1 кг. При этом заявителем был представлен полный пакет документов, требуемых для таможенного оформления товара и его таможенной стоимости.
Однако, поскольку при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров в связи с выявлением рисков недостоверного декларирования таможенной стоимости, заинтересованным лицом 09.09.2013 принято решение о проведении дополнительной проверки, согласно которому заявитель был обязан представить следующие документы и сведения:
- экспортная таможенная декларация страны происхождения;
- калькуляции изготовителя (производителя) на оцениваемые товары, основанные на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, либо иные документы, отражающие статьи расходов на производство оцениваемого товара;
- прайс-листы производителя и продавца ввезенных товаров;
- документы о стоимости идентичных товаров в стране экспорта из независимых источников (прайс-листы коммерческие предложения, котировки);
- документы по реализации оцениваемых, идентичных и однородных товаров (товарно-транспортные накладные с договорами и платежными поручениями);
- упаковочные листы.
Одновременно заявителю было предложено заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, рассчитанных исходя из определенной таможенным органом таможенной стоимости в 1,46 доллара США за 1 кг.
В связи с представлением в установленный срок обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а также формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, ввезенный заявителем на единую таможенную территорию таможенного союза товар был помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления согласно декларациям на товары от 09.09.2013.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости заявитель письмом от 05.10.2013 представил таможенному органу все запрошенные у него в ходе дополнительной проверки документы, в т.ч.:
- копии экспортных деклараций страны отправления товара, содержащие сведения о стоимости товара;
- калькуляции себестоимости товара;
- прайс-листы продавца (производителя);
- документы о стоимости идентичного товара в стране экспорта;
- копии коммерческих и перевозочных документов;
- копии документов о реализации оцениваемого товара на таможенной территории Таможенного союза;
- копии фитосанитарных сертификатов, актов карантинного фитосанитарного контроля (надзора).
Копии упаковочных листов, сертификатов происхождения и фитосанитарных сертификатов представлены заявителем без перевода на русский либо белорусский язык.
По результатам анализа представленных заявителем документов и сведений в рамках проводимой дополнительной проверки региональной таможней 05.11.2013 было принято оспариваемое решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товара.
В качестве основания принятия такого решения таможенный орган указал на наличие у него информации о том, что цены по сделкам с идентичными, однородными товарами, а также товарами того же класса и вида выше заявленных цен. Копии упаковочных листов, сертификатов происхождения и фитосанитарных сертификатов не приняты во внимание по причине отсутствия их перевода на русский либо белорусский язык, а сведения о стоимости идентичных товаров в стране экспорта - по причине отсутствия в них информации об условиях поставки, на которых сформированы цены.
Таможенная стоимость оцениваемых товаров определена таможенным органом самостоятельно с учетом имеющейся у него ценовой информации. В качестве основы для определения таможенной стоимости оцениваемого товара принята декларация на товары.
Согласно пункту 1 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В силу пункта 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 (далее - Порядок контроля), признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, являться выявленные с использованием системы управления рисками риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров.
На основании пункта 14 Порядка контроля при проведении дополнительной проверки должностное лицо запрашивает у декларанта (таможенного представителя) дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки.
В силу пункта 15 Порядка контроля декларант (таможенный представитель) имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант (таможенный представитель) обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы, сведения и пояснения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Одновременно с запрошенными таможенным органом документами, сведениями и пояснениями могут быть представлены другие документы и сведения в подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров.
Согласно пункту 18 Порядка контроля в рамках проведения дополнительной проверки заявленной таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе осуществлять сбор и анализ дополнительной информации о стоимости товаров, идентичных или однородных оцениваемым товарам, включая направление запросов в государственные органы и иные организации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза и пунктом 21 Порядка контроля, если в установленный таможенным органом срок декларантом (таможенным представителем) не представлены дополнительно запрошенные документы, сведения, пояснения и в письменной форме не дано объяснение причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, то должностное лицо принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
В пункте 4 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза и пункте 19 Порядка контроля также отмечается, что решение принимается таможенным органом с учетом информации, полученной в ходе дополнительной проверки от декларанта (таможенного представителя) и самостоятельно.
В силу части 6 пункта 35 Положения о порядке применения системы определения таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, и контроля за правильностью определения такой стоимости, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. N 1246 (далее - Положение), не может быть основанием для отказа в принятии заявленной декларантом таможенной стоимости товара непредставление декларантом дополнительно запрашиваемых документов, не имеющих непосредственного отношения к партии оцениваемых товаров, или представление которых не может быть осуществлено по объективным независящим от него причинам, а также отсутствие в представленных документах каких-либо сведений, если порядок заполнения данного документа не определен законодательством Республики Беларусь или страны, выдавшей документ. Под объективными причинами непредставления декларантом дополнительно запрашиваемых документов следует понимать представление документального подтверждения, что запрашиваемый документ не существует или не применяется в коммерческой практике сторонами сделки.
Исходя из содержания указанных норм, таможенным органом должна проводиться оценка представленных декларантом документов на предмет их достоверности и достаточности, при необходимости таможенный орган вправе запросить недостающую информацию.
В соответствии с частью 3 статьи 100 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при рассмотрении спора о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица обязанность доказывания законности оспариваемого акта возлагается на орган или лицо, его принявшие.
Заинтересованным лицом не представлено суду каких-либо доказательств, свидетельствующих о недостоверности содержащихся в представляемых документах сведений либо наличии обстоятельств, дающих основания сомневаться в такой достоверности.
Доводы таможенного органа, обосновывающие принятие оспариваемого решения отсутствием перевода упаковочных листов, фитосанитарного сертификата и сертификата страны происхождения, не могут быть приняты во внимание, поскольку сертификат страны происхождения товара таможенным органом не истребовался, в представленном виде фитосанитарный сертификат принят государственными контролирующими органами Республики Беларусь, что подтверждается имеющимися на нем отметками, их содержание, а также содержание в упаковочных листах доступно к пониманию без перевода.
Замечания таможенного органа относительно отсутствия в представленной заявителем информации о ценах на идентичный товар в стране экспорта указания на условия поставки также не принимаются судом во внимание, поскольку данный документ представлен заявителем в том виде, в котором он используется в коммерческой практике. Из этого следует, что представление подобного рода информации в том виде, в котором этого требует таможенный орган, не могло быть осуществлено по объективным причинам, и с учетом части 6 пункта 35 Положения отсутствие в представленной заявителем информации требуемых таможенным органом сведений не могло являться основанием для корректировки заявленной таможенной стоимости.
Следует отметить, что судом предлагалось таможенному органу представить доказательства, опровергающие представленные заявителем сведения о стоимости винограда "Султан" в г. И. (Турция), однако таких доказательств заинтересованным лицом не представлено.
Наличие у таможенного органа информации о более высоких ценах на приобретаемый товар не может являться достаточным основанием для корректировки заявленной таможенной стоимости, так как какие-либо противоречия и несоответствия в представленных заявителем документах отсутствовали, в связи с чем представленными заявителем документами подтверждалась достоверность сведений о таможенной стоимости товаров, т.е. устранялись основания назначения дополнительной проверки.
При таких обстоятельствах решение о корректировке заявленной таможенной стоимости представленного к таможенному оформлению товара принято таможенным органом с указанием причин, которые не могли являться основанием для корректировки таможенной стоимости, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 5 статьи 259 Налогового кодекса Республики Беларусь уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату из бюджета.
В силу пункта 5 статьи 69 и статьи 90 Таможенного кодекса Таможенного союза уплаченные заявителем в качестве сумм обеспечения денежные средства подлежат возврату заявителю.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 133, 190 - 194, 199, 205, 230 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, суд
решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным с момента принятия решение региональной таможни от 05.11.2013 о корректировке таможенной стоимости товара, заявленного в декларации на товары от 09.09.2013.
Обязать региональную таможню произвести возврат обществу с ограниченной ответственностью "Д" 33 597 630 рублей таможенных платежей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Д" из бюджета 1 500 000 рублей государственной пошлины, о чем выдать справку.
Направить решение в региональную таможню для устранения допущенных нарушений законодательства в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционную инстанцию экономического суда г. Минска в течение 15 дней с момента его принятия в порядке, установленном статьями 207, 267 - 270 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.
Об исполнении решения суда должно быть сообщено в суд и заявителю в срок не более одного месяца со дня получения решения.
Решение в соответствии с абзацем третьим части 5 статьи 193 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь составлено с мотивировочной частью.