Поэтому необходимо признать, что все явления мира, включая и внутренние
процессы живых существ или проявления "духа", могут и должны быть
рассматриваемы как производные одной мировой энергии, в которой потенциально
должны содержаться как все известные нам физические энергии, так равно и
материальные формы их связанного состояния и, наконец, проявления
человеческого духа.
В окончательном выводе энергия должна быть признана единой сущностью во
Вселенной, причем все вообще превращения материи или вещества и все вообще
формы движения, не исключая и движения нервного тока, представляют собой не
что иное, как проявление мировой энергии, непознаваемой в своей сущности, но
являющейся первоосновой известных нам физических энергий, являющихся также
лишь определенной формой проявления мировой энергии, т. е. проявления ее при
определенных условиях окружающей среды.
В конце концов необходимо признать, что сущность мировой энергии по
ограниченности нашего мышления, черпающего свой материал лишь из видимого
материального мира, остается недоступной нашему познанию.
Но одно несомненно, что мировая энергия в конце концов служит началом и
материального, и духовного мира, следовательно, в потенциальном состоянии
она должна содержать в себе и материальное, и духовное. "Называя все это -
материю, энергию, дерево - физическими продуктами, касаемся ли мы их
последней реальности? Уверены ли мы даже совершенно в том, что то, что мы
называем физическим миром, есть в конце концов физический мир? Преобладающим
научным взглядом в настоящее время является, что это не так. Самое выражение
"материальный мир" есть, говорят нам, неверное выражение; мир есть мир
духовный, только употребляющий "материю" для своего обнаружения".
Бехтерев В.М. — «Бессмертие человеческой личности как научная проблема»
http://www.klex.ru/2ek