Re:Re:О таможенном кодексе
И еще. Непонятно, как соотносятся между собой широко применяемые в Кодексе понятия «таможенное оформление», «таможенные процедуры», «таможенные операции», «таможенный режим».
Из содержания подпунктов 20 и 21 статьи 11 Кодекса следует, что «таможенная процедура – это порядок совершения таможенных операций». В соответствии с пунктом 2 статьи 60 Кодекса «таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур»(?!). При этом в Кодексе отсутствует определение понятия «таможенное оформление», хотя оно используется в качестве одного из основных понятий. Более того, таможенное оформление производится в «определенном порядке и в соответствии с технологиями». Соотношение порядка и технологий Кодексом не раскрывается. Как они между собой взаимодействуют, остается только предполагать.
Та же самая неразбериха царит в Кодексе в отношении понятий «таможенная процедура» и «таможенный режим». Под таможенной процедурой понимается «совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей». В свою очередь таможенный режим рассматривается как «таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения и использования на таможенной территории либо за ее пределами» (подпункт 22 статьи 11 ТК).
В чем смысл, соотношение и различие приведенных понятий? Кто переведет на русский язык эту абракадабру? К сожалению, эти вопросы носят не только филологический характер. За нарушение всех этих «операций», «процедур», «оформлений» и «режимов», а также сроков их осуществления Кодекс установил серьезные санкции (вплоть до конфискации имущества) в отношении предпринимателя, при этом забыв разъяснить ему, что собственно все эти слова означают и что от него требуют.
В этом контексте насмешкой над предпринимателями и судьями выглядят нормы статьи 6 Кодекса, в соответствии с которыми «положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу», а также декларированное в главе 7 Кодекса право лиц на судебную защиту.
Необходимо констатировать, что новый Кодекс не только не ограничил, а, напротив, увеличил общий объем полномочий таможенных органов при осуществлении таможенного контроля по сравнению с ныне действующей ситуацией. Если Таможенный кодекс 1993 года предусматривал немногим более 100 полномочий таможенных органов, то новая редакция Кодекса содержит уже около 300 норм (из 439 статей нового Таможенного кодекса), в соответствии с которыми ГТК России вправе принимать нормативные правовые акты или волевые (внесудебные) решения в отношении лиц и перемещаемых товаров.
Поэтому можно с уверенностью прогнозировать, что с вступлением в действие нового Кодекса количество нормативных правовых актов ГТК России значительно возрастет по сравнению с ныне действующим.
Можно сделать однозначный вывод о том, что новый Таможенный кодекс не является законом прямого действия, как это декларировалось на стадии его разработки, прохождения в Федеральном Собрании и доклада Президенту Российской Федерации.
В частности, в Кодексе значительно увеличилось количество разного рода разрешений, согласований, подтверждений и т.п., которые необходимо получить в таможне участникам внешнеторговой деятельности, что по существу сводит на нет права этих лиц, провозглашенные в Кодексе.
(Продолжение следует)
|